Виды инструментальной музыки долган
По сравнению с хамысом-баргааном долганский бубень - дунгур описан с иллюстрирующими фотографиями. В "Историко-этнографическом атласе Сибири" под редакцией Левина М.Г. и Потаповой Л.П., есть статьи с иллюстрациями бубена-дунгурэ. Там говорится о том, что данный инструмент был атрибутом шамана, которого традиционно было запрещено использовать в повседневной жизни. Бубен дунгур имеет продолговатую овальную форму без "рогов". Крестовину быарык обычно делают из дерева, колотушку - былаайах - тоже из дерева и обтягивают кожей. Здесь можно прибавить, что "верхняя часть мембраны широкая, а нижняя - суженная и вытянутая.
Обечайка куойа тоже широкая (более 12 см.), и обычно сделана из лиственницы. На неё накладывают 5-7-9 резанаторных "рогов" муос, часть которых была из оленьих коленных костей задних конечностей таба холуоба, а часть из гниющего дерева эмэх масс. Такое сочетание практиковалось для обеспечения легковесности бубна дунгур, а также для его акустической звучности. Всё это обтягивалось оленьими сухожильными нитями по окружности обечайки куойа и покрывалось обработанной под замшу шкурой сарыы 5-6-летнего оленя-самца. Шкура сарыы приклеивалась к обечайке куойа клеем из шкуры щуки сордон или налима сыалыьар. Для этого внешняя сторона обечайки куойа со всеми приспособлениями, а также край внутренней стороны намазывались клеем из вскипяченных рыбьих шкур. Край шкуры сарыы стягивался вокруг обечайки куойа ближе к крестовине быарык" (1. с.133).
Как описывает М.А. Анисимова, на внутренней стороне бубна от края обечайки с четырех сторон прикреплялись кольца-петли, на которые натягивались плетенные из сухожилий оленя толстые веревки, такие же, как и для кутуруксута - помощника. "В середине помещалась деревянная деревянная крестовина из корневого утолщения березы, которая отличалась особой прочностью. Края крестовины с четырех сторон закреплялись кольцами-петлями. Былаайах же была сделана из зимних оленьих рогов, покрытых мехом. Погремушки тиэрбэстэр в виде многочисленных металлических располагаются вокруг обечайки куойа под стянутой кожей мембраны" (6).
"Изучение долганского хамыса-баргаана и бубна-дунгур, думается, может внести весомый вклад в познание этногенеза народов Сибири, если к этому вопросу подойти с исключительно подробными знаниями о бытовании этих инструментов в каждой родовой группе долган без восприятия их как единого народа" (1. c.138).
Популярные материалы:
Теории этногенеза башкирского
народа
Этногенез башкир чрезвычайно сложен. Южный Урал и прилегающие степи, где произошло формирование народа, издавна были ареной активного взаимодействия разных племён и культур. Основными теориями происхождения башкир считаются угорская, тюрк ...
Исторические корни традиционной обрядности
Обычаи и обряды составляют неотъемлемую часть народной культуры мордвы. Они во многом зависят от социально-экономических условий жизни общества [15,с. 48]. Но в силу традиции, обрядность хранит в себе черты, присущие этапам общественного ...
Возникновение поселка Арья. Округа
Русские начали заселение Урень-края с середины XVll века, после того как в 1661 году на марийских угодьях в междуречье Усты и Черной были выделены земли для поселения крестьян. По переписи населения 1719 года на территории Уренщины было з ...