Традиционные формы бытования фоноинструментов, музыкальных инструментов долган и их роль в современности

Материалы » Виды долганских народных инструментов, их история, традиционные формы бытования и роль в современной музыкальной культуре » Традиционные формы бытования фоноинструментов, музыкальных инструментов долган и их роль в современности

Страница 1

"Фоноинструменты" (4. c.46) "являются предметами этнической культуры, которые обладают целесообразными фоническими свойствами. Они стоят в одном техническом ряду с голосом и органами артикуляции, являясь одним из средств акустических возможностей интонационной культуры. Фоноинструменты могут быть продолжением голосовых, артикуляционных, маунальных, стопных и других средств звукоизвлечения" (4. c.46). Таким образом, фоноинструменты формируют стереотипы интонационной выразительности, т.е. фиксируют и как бы материализируют интонацию.

В предыдущей главе, я перечислила ряд долганских фоноинструментов с кратким определением. В долганской культуре есть следующие звуковые инструменты: каангалда, купулаан, кобо (уостаак кобо, каагыр кобо), чуораан, тингкинэс (кингкилээн), ситим и дунгур.

"Такие ботало на рогах оленей - каангалда, или кангэлдэ, подвешивали на" рога "оленя, продолжали бытовать у индигиро-колымских эвенов до конца XXв." (7). Долганы же, как и у эвенов имея свою кангалду, применяли тоже на рогах оленя. Данный инструмент имел функцию отпугивания волков. Для достижения таких же целей, на шее олени долганы подвешивали купулаан, который изготовлялся из копытцев, фрагментов рога или деревянного бруска. В общем, из-за звучания этил ботал зависело благополучие семьи оленевода и сохранение присутствующего богатства. В далекие времена, долганы, как и другие малочисленные народы, страдали от нападения волков на стада. Надо было как-нибудь предостерегать от таких бед, и кочующиеся люди придумали вот такой способ - надевание на шее и на рога олени кангалды и купулаан.

Кобо, то есть шейная подвеска из металла для оленя, уостаак кобо - трубоконусная подвеска, каагыр кобо - металлический шары на оленях, использовались тоже для целей напугания хищников, а также имели праздничный характер. То есть, во время весенних праздников, долганы развлекались под мелодичными звуками данных инструментов. Каждый из этих инструментов, судя по описаниям "имел архаичную структуру и изготавливался просто из подручных материалов: старый рог горного барана, высохший и полый внутри, наполняли маленькими круглыми камешками и закупоривали широкий открытый конец. Получалась погремушка" (4. c.57). Ради развлечения, долганы, как и тунгусы использовали эти фоноинструменты для сопровождения личных и памятных песен эвенов.

"Чуораан - колокольчики на детской колыбели, одежде и тингкинэс (кингкилээн) - звуковые украшения-подвески на одежде имели сакральное значение. Они как бы оберегали людей от дурных взглядов и от злого духа. Кыыьаан - шаманская подвеска-погремушка, символизировала кости и перья шамана. Во время камлания, кыыьаан шамана звучит так, что даже обычный человек не может долго стоять и не наслышаться такой неординарной совокупности звука. С помощью данного инструмента, шаман во время кульминации своего камлания входит в некий транс, которыйпозволяет общаться с духами.

Ситим - шаманский ремень с тремя колокольчиками, за который шаман держится во время камлания, тоже имеет сакральное значение и символизировал опору, от которой зависело камлание шамана. Само слово ситим - связь или взаимосвязь, указывает на то, что шаман в данное время камлания имеет связь с иными мирами. В общем, при камлании с помощью звуков долганского кыыьаан и ситим, образуется единая "гармония" звучания серебристого металла, придающую особую специфику шаманскому обряду.

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

32-я Стрелковая дивизия (результаты поисковой работы группы "Память" МИВлГУ)
Великая Отечественная война затронула, наверное, каждую семью в России. В её пекле погибло и пропало без вести огромное количество солдат. Соответственно, это коснулось нашего города, с войны многие не вернулись и никто не знает где эти л ...

История заселения территории Одессы
На территории современной Одессы первые античные поселения появились еще в V-III веках до н.э. в связи с необходимостью каботажного плавания по Черному морю, которое древние греки называли Понт Евксинский – «гостеприимное море». На окрест ...

Обычаи и обряды кыргызского народа. Традиционная одежда. Национальные жилища
Традиции народов Киргизии, т.е. как традиционно живет народ, что складывалось веками в его жизни, что позволило сохраниться ему, всегда представляет интерес для исследователей, путешественников, туристов. Та разумная достаточность, веками ...