Топонимика

Не только внешний облик рассказывает о телеутах как представителях тюрков, но и топонимика несёт в себе тюркские начала. Этот малый народ телеуты сформировался в границах Телеутской землицы в период от 17 до 20 века. Обращаешь внимание на то, что название населённых пунктов необычные для мест, несущих русские названия, и приходишь к выводу, что многие из них нерусского происхождения. Отсюда проявился интерес к тому, что же обозначали эти названия, что в себе несла топонимика, чем обусловлено, что здесь появилось такое название.

При работе с информаторами, (а это русское население) они не смогли объяснить, почему тот или иной пункт так называется. И только с помощью телеутов – информаторов объяснил название этих населённых пунктов. В частности, одним из них стала моя бабушка Челухоева Ульяна Андреевна, некогда родившаяся и проведшая первые годы жизни на реке Ур. Вот что поведала топонимика определённого мною ареала. Река Ур, п. п. Урск, Ур-Бедари в них слово Ур несёт в себе значение «лить, поливать», а вот Шанда – это переводится «юрта, крытая корой», или Улус так назван, потому что переводится народ, вероятно, для окружающих это был новый какой-то народ неизведанный. Каждый топоним как бы даёт характеристику мест, которые осваивали телеуты. Так д. Каракан существует сотни лет и, по-видимому, первыми жителями были телеуты, потому что в переводе кара-чёрный, кан-кровь, и пласты угля в Караканских горах были как кровь. Вторая версия, перевода этого топонима кайракан, т.е. достопочтенный, и это неслучайно, так как эта гора была главной, священной горой для Бачатских телеутов.

Деревня Каралда и река Каралда находились на границе кочевого государства Телеутская землица, а Каралда переводится как «охрана, сторожевой», вероятно, эти места у телеутов считались границей. Название деревни Челухоево несёт в себе интересные сведения. Во-первых, это название исходит из сеока ютты ашкыштымов, которые являются одной из составных современных Бачатских телеутов; во-вторых, некогда улусЧелухоевский был центром Ашкыштымской волости. По преданию этот улус был основан стариком Челухай и его сыном Тодош. В настоящее время на Бековской территории фамилии Челухоевы и Тодышевы наиболее распространены, и их считают основателями селения, кроме того, в 1832 году упоминается паштык (князец) Ашкыштымской волости Челухоев.

А вот д. Верховская или Сас-согра совсем молодой топоним на карте Беловского р-на. Он возник в 20-х г. 20-го века в связи со строительством железной дороги около деревни Улус, поэтому часть телеутов переезжает на правый берег Бачат. Таким образом, топонимика даёт большой материал для определения территориальных границ проживания и передвижения народов. Это древнейшие памятники позволяющие заглянуть в глубину человеческой истории, культуры, языка, экономики и социальных условий жизни населения.

Топонимические названия тюркского происхождения – это наложения на языки ранее проживавших на территории юга Западной Сибири, в частности Беловского района Кетский и южносамодийский.

По-видимому, телеуты (один из народов тюркоязычного населения) при приходе на реку Томь и её притоки вступало в деловые отношения с кетами, что помогло телеутам освоить способы охоты, рыбной ловли и перенять географические названия. А т.к. они селились по берегам рек, то, прежде всего в язык телеутов проникали гидронимы, но усваивали их в форме, соответствующей фонетическим законам своего тюркского языка. Так исконное название Багчет (черёмуховая река) в Пайат, а современные телеуты, вообще, произносят уже с привнесением русской фонетики Байат.

Популярные материалы:

Старики в семейном быту и общине белорусов
Семья, её жизненный уклад, традиции воспитания и обряды отражают главные черты белорусского этноса. Они характеризуются значительной устойчивостью, которая переплетается с постепеной эволюцией. В процессе эволюции семьи белорусов изменило ...

Бурятская кухня
Кулинарные рецепты созданные народом, не случайны, не произвольны. Нетрудно заметить, что суровые местные условия, которые требовали выносливости о человека, наложили свой отпечаток на бурятскую национальную кухню. Дружеское отношение с р ...

Свадьба "уходом" ("уводом")
Свадьбой уходом или молча в Заонежье называли браки, которые заключались без согласия родителей девушки. Явление это было хотя и не частым, но повсеместно распространенным. Это своеобразная форма протеста против всевластия родителей при в ...