Деревянное зодчество

Страница 1

Значительной и самобытной частью древнерусской культуры является, несомненно, деревянное зодчество. Уроженцы Северной Руси еще с летописных времен славились как искусные и талантливые плотники, постигавшие азы мастерства с юного возраста. Например, в московских актах XVII столетия плотники, живущие по Ваге (Вага — река на территории современных Вологодской и Архангельской областей, крупнейший левый приток Северной Двины), названы самыми лучшими мастерами (получавшими, к слову, заслуженное признание и при царском дворе). И виртуозные плотницкие приемы, и термины («стопа», «сруб», «клеть» и т.д.) зарождались преимущественно на Севере. Художественная же уникальность и небольших деревянных церквей, и часовен, и величественных высоких храмов обусловлена несколькими факторами. Древний зодчий-плотник, работавший в непростых тяжелых условиях северного климата, располагавший одним материалом — деревом и главным образом только одним инструментом — топором, видел красоту сооружения не в замысловатой декоративности, а прежде всего в строгой лаконичности силуэта, выразительности форм рубленых стен, гармонии пропорций. И, конечно, в рациональности и практичности. Так, постройки должны были возводиться за период короткого лета, а кровля — выдерживать сильный напор северных ветров и воздействие многочисленных осадков.

Деревянное зодчество, теснейшим образом связанное с потребностями жизни народа, его быта, обычаев, отличалось реализмом и функциональной целесообразностью. Основные элементы деревянного дома — квадратный сруб (клеть) с подклетью для хозяйственных помещений, кладовых, сени между клетями, крыша, двери и окна — устойчиво бытовали столетиями, перешли и в каменные здания.

Русские плотники и каменщики работали с большой изобретательностью и художественной выдумкой. Их постройки отличались прочностью и конструктивным совершенством.

Деревянные церкви и крепостные стены, башни используют принципы квадратной, прямоугольной, крестообразной, восьмигранной клети для основного здания; высокой двускатной или «кубоватой» крыши, шатра, одно- и пятиглавого завершения. Немало таких церквей сохранилось в Архангельской, Мурманской, Калининской и других областях.

Оригинальным памятником церквей шатрового типа является Воскресенская церковь в Кевроле Архангельской области. Центральный четвериковый объем покрыт шатром на крещатой бочке с пятью декоративными главками и окружен прирубами с трех сторон. Из них северный интересен тем, что он в уменьшенных формах повторяет центральный объем. Внутри сохранился замечательный резной иконостас [2].

В д. Ваймуши находится Церковь Никольская, постройки 1874 г.

Ваймуша – большое и длинное село, вытянувшееся между рекой и основной дорогой (приложение А). По виду это сейчас просто дачный пригород. У дальнего конца на отшибе стоит лесозавод, там же и перевоз на противоположный берег, в село Кевролу. Пинега здесь уже достаточно широкая, метров 300-400, и ваймушский берег с середины реки открывается несколько иначе. Вдалеке показывается крест на угоре, а прямо напротив – красная щелья. А с кеврольской стороны всё отчётливее становится видна деревянная церковь, стоящая отдельно, впереди села, на кладбище. Церковка аккуратненькая, крыша блестит свежим железом, одна главка с крестом, вторая на алтаре. Она поздненькая, сделана по типовому проекту, обшитая, но на вид приятная. Видно, что недавно отреставрирована. И в этой её реставрации присутствует один довольно оригинальный элемент: обе главы под лемехом, и лемех покрашен. В красный, синий и жёлтый цвета. И эти цветовые полосы идут по главам от вершины вниз наискосок, как на храме Василия Блаженного. Церковь закрыта на замок, но у церкви есть “смотритель” с ключом, дедушка по имени Василий. На этой церкви очень много сделано им самим. Лемех, например, ставил и раскрашивал он – так ему захотелось. Внутри церкви все токарные работы тоже его. Элементы иконостаса, ограда хоров. А резьбу на иконостасе делали местные столяры. Церковь эту восстанавливали по обету. Смотритель назвал основные вехи восстановления церкви: в 2000-м году была сделана ограда, в 2001-м создалась община, и храм покрыли тёсом, в 2005-м, начали крыть железом. Церковь эта Никольская, в центре села есть ещё одна, Троицкая. Тоже поздняя, под обшивкой, без завершения. В ней был клуб, сейчас пустует. На первый взгляд она стоит ещё крепко, однако, это не так. На самом деле стены под обшивкой сильно прогнили, и, по мнению смотрителя, восстановлению она не подлежит. Если внимательней присмотреться, то легко заметить, что крыша в некоторых местах начала уже проваливаться. Никольской церкви в этом плане повезло больше: в ней был совхозный склад с зерном, поэтому её хоть как-то поддерживали.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Описание основных движений мордовского женского и мужского танца
В Мужских и женских мордовских танцах много общих движений. Женский танец очень подвижен, динамичен, часто игрового характера. Для него характерны подскоки, притопы, вращения, припадания с ударами. Переводы рук из позиции в позицию не сто ...

Хозяйственная жизнь Ачинского острога
Первыми жителями Ачинского острога 1641 г. были его строители. Среди них были те, которых в Сибири XVII в. называли «литва», имея в виду украинцев, белорусов, литовцев, поляков. Среди первых его «годовалыциков» можно отметить такие явно у ...

Язык и письменность
Мансийский язык относится к обско - угорской группе уральской (по другой классификации - уральско - юкагирской) языковой семьи. Диалекты: сосьвинский, верхне-лозьвинский, тавдинский, одна кондинский, пелымский, вагильский, средне-лозьвинс ...