Кравивна

Долгое время в XVII в. бывший Крапивенский у. носил название Соловского, т. е. назывался по имени одной из рек, протекающих на его территории. В новом городе в 1636/37 г. было 2 посадских чел. и 270 ратных, в 1639/40 г. 258 ратных и казенный ремесленник, в 1642/43 г. 254 ратных. После возведения Белгородской оборонительной линии значение К. как крепости уменьшилось. Значительное количество служилых людей из города было переведено в более южные города. В 1669 г. в нем остались только 126 ратных и казенный ремесленник. В 1678 г. количество ратных людей вновь увеличивается до 212 (ремесленник сохранился), но это уже не повлияло на дальнейшую судьбу города, который из сторожевого становился одним из обычных городов центральной России.

Оказавшись в глубоком тылу, потеряли свое стратегическое значение засеки. Крапивенские засечные леса тоже были переданы Тульскому оружейному заводу или проданы частным лицам. Это обстоятельство привело потом к сокращению лесных массивов, которые с 1765-го по 1871 г. уменьшились почти вполовину. В 1777 г. К. с уездом приписывается к Тульской губ. В 1778 г. Екатерина II утвердила герб города. В геральдическом щите «в золотом поле положенные звездою шесть крапивных ветвей по имени сего города». В 1836 г. в К. действовали уездное училище с 44 учениками и приходское училище с 94 учениками. Удаленность города от железнодорожной линии, слабая развитость торговли и промышленности вели к тому, что он постепенно утрачивал значение экономического центра уезда, каким становилось с. Сергиевское (ныне Плавок).

К началу 90-х годов XIX в. в К. проживали 2859 жителей (1499 муж. и 1360 жен.): дворян—91, духовного сословия—26, почетных граждан и купцов—211, мещан—1882, крестьян— 417, военного сословия—210, прочих—22. Имелись уездное училище с 55 учениками, женская прогимназия с 119 ученицами, 2 школы со 100 учениками. В городе работали 73 мастера с 137 рабочими и 75 учениками. Каменных жилых домов было 48, деревянных 359, 2 каменных торговых общественных склада и 40 таких же лавок, 5 каменных церквей, действовали 2 водочных завода, кожевенный, вблизи города фабрика деревянных изделий. Площадь Крапивенского у. составляла 1923 кв. версты. На его территории производилась добыча каменного угля и железной руды. В начале 90-х годов XIX в. Крапивенский у. делился на 22 волости, в которых было 323 селения, крестьянских дворов 14 510, некрестьянских 728. Жителей уезда насчитывалось 112999 чел., из них крестьян 104242.

Пахотная земля занимала 78,4% площади уезда, леса— 4,7%, луга и выгоны—14,6%, неудобья и болота—2,3%. В общинном крестьянском владении находилось 49,25% земли, у крестьянских собственников—2,52%, дворян—42,58%, у купцов—1,89%, мещан—0,41%, у церковнослужителей—1,41%, у других—1,94%. Церквей в уезде было 58. Торговых пред-. приятии насчитывалось 108. В уезде работали заводы: медеплавильный, латунный, химический, бумажный, 2 крахмальных, 4 винокуренных, сапожно-шпилечный, земледельческих машин, а также мукомольни и маслобойня.

С XIX в. в Тульских засеках шли лесоустроительные работы. Леса поделили на участки. Каждому определялся свой срок рубок и посадок. Площадь каждого квартала равнялась 100 десятинам. Были организованы лесничества. Лесное хозяйство в засеках стояло на высоком уровне. В Крапивенском у. в это время имелось 40 земских школ и 2 Министерства просвещения, в которых обучались 1994 мальчика и 285 девочек. В центре засек близ г. К. в 1888 г. была открыта Крапивенская двухгодичная лесная школа, преобразованная в 1924 г. в лесной техникум и переведенная из деревянных домишек в с. Ярцево в бывшую помещичью усадьбу в с. Селиванове.

Популярные материалы:

Символика цвета в культуре семейских
В культуре любого народа цвет играет большую роль. Цветными, яркими красками семейские расписывали мебель, полы, ставни, утилитарные предметы, цветными нитками вышивали узоры на одежде, на головном уборе. Им украшены предметы быта. Все пр ...

Исторические корни традиционной обрядности
Обычаи и обряды составляют неотъемлемую часть народной культуры мордвы. Они во многом зависят от социально-экономических условий жизни общества [15,с. 48]. Но в силу традиции, обрядность хранит в себе черты, присущие этапам общественного ...

Семантические функции костюма семейских Забайкалья
Традиционную одежду повседневно носили большинство семейских женщин среднего возраста и пожилого. Девушки и женщины наряжались по праздникам в старинные одежды, бережно хранили и передавали из поколения в поколение. В настоящее время оста ...