Материальная культура и быт берберов
бербер бедуин культурный традиция
Берберы славились здоровьем и долголетием. В основном они употребляли вегетарианскую пищу. Скотоводы довольствовались козьим молоком и редко били скот. Дичь, моллюски и мед были излюбленной пищей. Пили только воду. (Жульен Ш.-Андре. История Северной Африки. Тунис. Алжир. Марокко. Т.1. М., 1961. С. 78–79).
Берберы туареги крайне умерены в пище. Они едят только раз в день в пути и два раза во время пребывания на стойбище: зерна, финики и смоквы, ягоды сальвадоры персидской, зелень, немного мяса. Им обычаями запрещено употреблять в пищу птицу и рыбу. (Реклю Жан Элизе. Земля и люди. С. 765).
В жизни берберов значительную роль играли верблюды. В сезон пастьбы верблюжье молоко составляло единственную пищу семьи берберов туарегов. Из верблюжьей шерсти плетут веревки; навоз, высушенный на солнце, служит топливом. Мясо верблюда считается самым лакомым блюдом, которым угощают почетных гостей; кожа верблюда используется для изготовления палаток, сбруи и разной хозяйственной утвари. (Реклю Жан Элизе. Земля и люди. С. 761–762).
В качестве оружия берберы предпочитали меч и метательное копьё. В целях самообороны берберы прикрывались легким щитом из слоновой кожи, который из-за дождя делался непригодным. (Жульен Ш.-Андре. История Северной Африки. Т.1. С. 78–79).
Одежда мужчин состоит из хлопчатобумажной рубахи синего цвета и таких же штанов. Женщины раскрашивают себя охрой. Никто из них никогда не моется, потому что от воды кожа становится более чувствительной к переменам температуры. Предписанные религией омовения исполняются с помощью песка или камешков. (Реклю Жан Элизе. Земля и люди. С. 766).
Берберы – и мужчины и женщины – любили драгоценности. Мужчины носили серьги, женщины надевали на лодыжки кольца, и те и другие украшали себя браслетами и ожерельями.
Для берберов искусство является обыденным явлением жизни, а не уделом избранных. Женщина чаще, чем мужчина, выступает в роли художника, разрисовывая глиняную посуду или выделывая ковры.
Искусство берберов ограничивается геометрическим узором. Это геометрическое искусство, под внешним однообразием которого скрыты, быть может, те или иные видоизменения, отражающие различные стадии его развития, очевидно, уходит своими корнями в очень далекое прошлое. (Жульен Ш.-Андре. История Северной Африки. Т.1. С. 79).
Жильём берберов-кочевников служит фелидж – шатёр из верблюжьей или козьей шерсти, растянутый на кольях. Широко раскинутый низкий и плоский шатёр приспособлен к суровым условиям кочевой жизни. Он прекрасно противостоит ветрам Сахары, несущим тучи песка. В каждом шатре живёт обычно одна семья – муж, жена и их дети. Домашний уют был неведом берберам, спали они на земле или на каменных плитах, а имущество их состояло в основном из глиняной посуды. (Народы Африки./ под ред. Ольдерогге, И.И. Потехина. С. 161).
Для защиты глаз от солнечных лучей и от пыли, поднимающейся от песка, туареги всегда ходят с закрытым лицом. Со временем этот обычай превратился в своеобразный религиозный обряд у мужчин. Благородные и богатые носят обыкновенно черное покрывало, а люди низшей касты отдали предпочтение белому. Женщины никогда не закрывают своё лицо, разве только перед иностранцами, в знак уважения. Берберы бреют голову, оставляя только ряд волос ото лба до затылка. (Реклю Жан Элизе. Земля и люди. С. 765–766).
С началом арабских завоеваний в конце VII века происходит арабизация и исламизация берберского населения, особенно в XI–XII веках. В то же время сохраняется выраженное этническое самосознание.
Сохраняются родо-племенные институты (такбилт-леффигхс). Центром племенной группы служит укреплённое селение касба (арабское), тигремт (берберское) или дшар (берберское). Во главе племенного объединения стоит вождь (аглид, амгар). Вопросы хозяйственной жизни и внешних сношений решает выборный совет старейшин – джмаа (арабское), имзран (берберское). Распространены межклановые союзы (тиуизи), сотрудничество, например, в выпасе скота (тауаллат). Среди берберов широко народная медицина, магия, различные формы фольклора. (Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, С. 95–96.)
Популярные материалы:
Прародина и
расселение чукчей
Чукчи подразделялись на оленных - тундровых кочевых оленеводов (самоназвание чаучу - "оленный человек") и приморских - оседлых охотников на морского зверя (самоназвание анкалын - "береговой"), живущих совместно с эским ...
Песенная традиция терских казаков в Дагестане
В Дагестане в силу многих объективных причин сложилась неоднородная многослойная фольклорная культура, которая представляет собой «мозайку» локальных традиций. Среди них, наиболее крупные и яркие фольклорные традиции, которые определяют л ...
Происхождение слова «Кама»
Во многих языках мира есть слово «Кама». Для каждого народа оно несет свое значение. Доподлинно известно, что «Кама» – слово нерусское. Попробуем проанализировать разные точки зрения на происхождение данного слова и связь с названием круп ...