Этнические процессы ХХ века

Материалы » Этническая картина мира » Этнические процессы ХХ века

Страница 2

Демографический взрыв 50-60-х годов сменился в 70-е годы быстрым снижением рождаемости и темпов естественного прироста в странах Европы. Снижение этих темпов было настолько значительно, что даже среднегодовой абсолютный прирост населения в начале 80-х годов был на 1 млн человек ниже, чем десятилетием ранее. В большинстве стран Северной и Западной Европы происходило простое воспроизводство населения. Эта тенденция и сегодня является определяющей в этнических процессах большинства стран Европы. Так, если считать 15 рождений на каждую 1000 человек границей низкой рождаемости, то ее уже перешли почти 2/3 стран Европы.

В последние два десятилетия также снижаются темпы прироста населения и в Азии, хотя этот процесс происходит довольно медленно (с 2,2% в год в 60-е годы до 1,8% в начале 80-х годов). Лишь в арабских странах, Пакистане, Малайзии и на Филиппинах темпы прироста населения продолжают традиционно оставаться высокими, а регион в целом дает по-прежнему более 60% всего прироста населения мира.

В странах Латинской Америки довольно резкое снижение уровня смертности населения произошло сразу после Второй мировой войны, что при неизменном уровне рождаемости выдвинуло регион на первое место в мире по темпам роста населения. Однако с середины 60-х годов рождаемость и здесь начинает довольно резко падать, что привело к тому, что за последние 20 лет прирост населения остался примерно на том же уровне (немногим более 8 млн человек в год).

Иначе развиваются этнические процессы в Африке, где в течение всего послевоенного времени наблюдаются самые высокие уровни рождаемости и смертности. Снижение смертности там стало происходить с начала 60-х годов при неизменном уровне рождаемости, что обеспечило непрерывный естественный прирост населения вплоть до настоящего времени. С конца 60-х годов Африка по темпам роста населения обогнала Латинскую Америку. Ежегодный прирост населения африканского континента составляет за последнее десятилетие более 15 млн человек.

Таким образом, этническая картина мира на протяжении всей истории человечества отличалась пестротой и разнообразием. Чтобы лучше осознать многоплановые этнические процессы, идущие в мире, нужно использовать научную классификацию народов мира. Однако сложность, многовариантность, историческая изменчивость этнической картины мира обусловливают различные виды классификаций, которые, взятые по отдельности, не дают исчерпывающей этнологической характеристики отдельного народа. Рассмотренные же в своем единстве, различные приемы классификации позволяют систематизировать этносы по широкому кругу признаков.

В современной этнологии принципы научной классификации этносов отличаются разнообразием; они разработаны на основе собственно этнологических методов и методов смежных наук и базируются на критериях, отличающих одни этносы или этнические группы от других. При этом подобных критериев может быть довольно много, в зависимости от конкретных задач того или иного исследования. Одни критерии классификации основаны в первую очередь на исследовании этнической принадлежности народов, их происхождения и путей формирования, для чего первостепенное значение имеют данные сравнительно-исторического языкознания, антропологии, систематизированные сведения о материальной и духовной культуре. Другие критерии исходят из анализа явлений, свойственных разным народам и их группам, независимо от этнической принадлежности, наличия или отсутствия культурных контактов. Это прежде всего признаки хозяйственной деятельности, зависевшие в прошлом в большей мере от природно-географических условий, экологии и в значительно меньшей степени от этнических и культурных традиций. Это касается группировки народов по уровню развития социальных отношений, а также по религиозной принадлежности.

Исходя из критериев совокупных антропологических признаков, совместного проживания на одной или нескольких территориях, типа этнической общности, общих особенностей быта и культуры, общей исторической судьбы, языкового родства, можно разделить все народы по следующим основаниям: географическому, антропологическому, языковому и хозяйственно-культурному.

Страницы: 1 2 

Популярные материалы:

День оленевода
День оленевода- одна из главных примет ямальской весны, с его катаниями на оленьих упряжках и состязаниях в национальных видах спорта. В Салехард, Новый Уренгой, Надым, Тарко-Сале, Яр-Сале, Аксарку, Тазовский съезжаются семьи коренных жит ...

Народные промыслы
В послереволюционные годы изучение народного искусства калужского края становится важной составной частые краеведческой, работы. В этот период в Калуге функционируют Калужское общество краеведения, Калужское общество истории и древностей, ...

Караимы
Караимы (караи, карайлар – от еврейского «читающие») – тюркский народ, говорящий на особом тюркском языке (караимский язык кипчакской подгруппы, письменность – еврейская), исповедующий особое течение иудаизма – караимство, или караизм, ос ...