«Расцвет» города
«Новый русский Орлеан» (как назвал Самару путешествующий по Волге Тарас Шевченко) бурно разрастался - раздвигал свои границы, обзаводился промышленностью. Появились крупные заводчики, «отцы города», которые радели не только о развитии своих производств, но по мере сил помогали народному образованию и культуре.
XIX век, особенно вторая его половина - это социально-экономический расцвет города. В то время в Самарской губернии собиралось пшеницы больше, чем где бы то ни было в России. В Самаре были крупнейшие мукомольные предприятия России, через Самарскую хлебную биржу российский хлеб имел выход на европейские рынки. Богатейшими купеческими семьями были Аржановы, Субботины, Шихобаловы, Головкины, Мясниковы, Журавлевы, Курлины.
В городе активно развивались пароходство и рыбная ловля. На всю страну известен самарский пивной король фон Вакано и его Жигулевский пивоваренный завод. В 1877 году через Самару была проложена Оренбургская железная дорога, что также способствовало бурному экономическому развитию края. Самару тех лет называли Русским Чикаго, потому что, как и в Чикаго, здесь был центр торговли зерном, салом, шерстью, лошадьми, кожами, скотом, и даже верблюжьим сукном. К концу 19 века в Самаре было 46 заводов и фабрик, а к 1917 - 90.
С Самарой конца XIX - начала XX веков связаны имена Льва Толстого, Алексея Толстого, Ильи Репина, Василия Сурикова, Ивана Айвазовского, Максима Горького, который именно в Самаре опубликовал свои знаменитые "Сказки старухи Изергиль" и "Песню о Соколе". В Самаре был дописан и впервые прозвучал знаменитый вальс "На сопках Маньчжурии", написанный И. А. Шатровым, капельмейстером Мокшанского полка.
В архитектуре того времени в Самаре преобладал классицизм. Первая треть ХIХ века - это блестящий и завершающий этап русского классицизма, создавшего градостроительную систему, не имеющую аналогов. На перекрёстках улиц, на углах, ставились более крупные здания. Выходящие на улицы дома, построенные приблизительно в одно время, имели равную высоту, соответствующую ширине улицы. После реформы 1861 года, отменившей крепостное право, в Самару резко усилился приток крестьян, активно заявил о себе новый класс - буржуазия, начался период расцвета самарского купечества. Торговый люд, вчерашние крестьяне, во многом определяли жизнь и быт города. Относительная дешевизна земли, изобилие, доступность и простота обработки дерева - всё это способствовало возникновению крупного массива деревянной застройки соответственно крестьянскому укладу жизни. Купеческий дом выглядел своеобразнее, чем дворянский. Он состоял преимущественно из двух этажей. Первый - кирпичный, второй - деревянный. Комнаты хозяев помещались на втором этаже. Первые этажи занимали функциональные помещения: кладовая, лавка, комната для прислуги, конторка. Дом в русском стиле стал самым распространённым. Резная орнаментация изб, мотивы крестьянских уборов, узоры тканей, резьба на прялках, сундуках, лодках - словом, народное деревянное искусство, веками хранившее древние традиции, изжившее себя в городах, вышло на новый, весьма своеобразный уровень.
Но самарские купцы строили не только деревянные дома. Очень интересным и необычным, словно сказочный пряничный домик, выглядит особняк купца Ивана Клодта. Дом с флюгерами, башнями и балконами затмил все особняки старой Самары. Надо отметить, что городская Управа дозволяла строить такие оригинальные особняки в центре города лишь за особые заслуги. За что же И.А. Клодт получил такое право? Он вместе со своим братом Карлом создал электрическую компанию, обеспечивавшую горожан Эдисоновскими лампочками, динамомашинами, проводами и другими приборами. Кроме того, братья снабжали Самару водопроводными трубами и сантехнической утварью. Сейчас в особняке расположилась детская картинная галерея.
Популярные материалы:
Баня для свекрови
На следующий день после вторых хлебин молодуха топила баню для свекрови. Для свекрови у неё уже был подготовлен свой "покрут": сорочки, платья, сарафаны, передники, платки собравшиеся женщины усаживали свекровь на небольшие санк ...
Одоев
1543/44 г. Одоев (О)., или часть его оказывается во владении кн. Воротынских: «А в Одоеве князь Володимер за князь Александр Ивановичи Воротынские с своими людьми. Да в Одоеве же князь Дмитрей княж Петров сын Охлябинин».
Вскоре, однако, ...
Героические традиции дагестанских народов
1. Проявление героических черт в борьбе за независимость, честь и свободу
У народов Дагестана, как и других народов Кавказа, России, Средней Азии есть свои исторические традиции, связанные с героизмом и воинской славой. Эти качества выко ...