«Расцвет» города

Страница 1

«Новый русский Орлеан» (как назвал Самару путешествующий по Волге Тарас Шевченко) бурно разрастался - раздвигал свои границы, обзаводился промышленностью. Появились крупные заводчики, «отцы города», которые радели не только о развитии своих производств, но по мере сил помогали народному образованию и культуре.

XIX век, особенно вторая его половина - это социально-экономический расцвет города. В то время в Самарской губернии собиралось пшеницы больше, чем где бы то ни было в России. В Самаре были крупнейшие мукомольные предприятия России, через Самарскую хлебную биржу российский хлеб имел выход на европейские рынки. Богатейшими купеческими семьями были Аржановы, Субботины, Шихобаловы, Головкины, Мясниковы, Журавлевы, Курлины.

В городе активно развивались пароходство и рыбная ловля. На всю страну известен самарский пивной король фон Вакано и его Жигулевский пивоваренный завод. В 1877 году через Самару была проложена Оренбургская железная дорога, что также способствовало бурному экономическому развитию края. Самару тех лет называли Русским Чикаго, потому что, как и в Чикаго, здесь был центр торговли зерном, салом, шерстью, лошадьми, кожами, скотом, и даже верблюжьим сукном. К концу 19 века в Самаре было 46 заводов и фабрик, а к 1917 - 90.

С Самарой конца XIX - начала XX веков связаны имена Льва Толстого, Алексея Толстого, Ильи Репина, Василия Сурикова, Ивана Айвазовского, Максима Горького, который именно в Самаре опубликовал свои знаменитые "Сказки старухи Изергиль" и "Песню о Соколе". В Самаре был дописан и впервые прозвучал знаменитый вальс "На сопках Маньчжурии", написанный И. А. Шатровым, капельмейстером Мокшанского полка.

В архитектуре того времени в Самаре преобладал классицизм. Первая треть ХIХ века - это блестящий и завершающий этап русского классицизма, создавшего градостроительную систему, не имеющую аналогов. На перекрёстках улиц, на углах, ставились более крупные здания. Выходящие на улицы дома, построенные приблизительно в одно время, имели равную высоту, соответствующую ширине улицы. После реформы 1861 года, отменившей крепостное право, в Самару резко усилился приток крестьян, активно заявил о себе новый класс - буржуазия, начался период расцвета самарского купечества. Торговый люд, вчерашние крестьяне, во многом определяли жизнь и быт города. Относительная дешевизна земли, изобилие, доступность и простота обработки дерева - всё это способствовало возникновению крупного массива деревянной застройки соответственно крестьянскому укладу жизни. Купеческий дом выглядел своеобразнее, чем дворянский. Он состоял преимущественно из двух этажей. Первый - кирпичный, второй - деревянный. Комнаты хозяев помещались на втором этаже. Первые этажи занимали функциональные помещения: кладовая, лавка, комната для прислуги, конторка. Дом в русском стиле стал самым распространённым. Резная орнаментация изб, мотивы крестьянских уборов, узоры тканей, резьба на прялках, сундуках, лодках - словом, народное деревянное искусство, веками хранившее древние традиции, изжившее себя в городах, вышло на новый, весьма своеобразный уровень.

Но самарские купцы строили не только деревянные дома. Очень интересным и необычным, словно сказочный пряничный домик, выглядит особняк купца Ивана Клодта. Дом с флюгерами, башнями и балконами затмил все особняки старой Самары. Надо отметить, что городская Управа дозволяла строить такие оригинальные особняки в центре города лишь за особые заслуги. За что же И.А. Клодт получил такое право? Он вместе со своим братом Карлом создал электрическую компанию, обеспечивавшую горожан Эдисоновскими лампочками, динамомашинами, проводами и другими приборами. Кроме того, братья снабжали Самару водопроводными трубами и сантехнической утварью. Сейчас в особняке расположилась детская картинная галерея.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Споры о происхождении Русской княжеской династии
По о сей день не утихают споры вокруг популярной в отечественной Историографии темы этнического происхождения русской княжеской династии и руссов. Исследователи разделились на два лагеря — норманистов и антинорманнистов. Каждая из сторон ...

Характеристика английского общества по роману Чарльза Диккенса "Большие надежды"
Для раскрытия этой темы я изучила историю, быт, нравы английского народа. Я поставила перед собой задачу проанализировать произведение Ч. Диккенса "Большие надежды", как этнографический источник для описания жизни горожан, ремес ...

Сяо в семье
Культ предков предполагал почитание как мертвых предков, так и живых родителей. Свидетельства сыновней почтительности обнаруживаются на всем протяжении китайской истории, хотя обозначающий это ношение иероглиф, как ни странно, в древнейши ...