Хозяйственно-культурная деятельность бедуинов
Многие зарубежные этнографы (А. Кробер, Р. Бэкон, Р. Патаи) рассматривают всех скотоводов Аравии как единую группу бедуинов, представителей особого «культурного ареала», который по своим хозяйственно-культурным характеристикам противопоставляется оседлому населению деревень и городов. По мнению А П Першица, источники позволяют выделить три формы скотоводческого хозяйства: 1) собственно кочевников-бедуинов, 2) полукочевников, сочетающих скотоводство с земледелием, 3) полукочевников, отдающих предпочтение земледелию.
(Андрианов Б.В. Неоседлое население мира. С. 134–136).
Северо-восточная и Северная Аравия, расположенная между Месопотамской низменностью, с одной стороны, и плоскогорьем внутренней Аравии – с другой, за исключением немногих и далеко друг от друга разбросанных оазисов, представляет собою маловодную степь и фактически находится во власти арабов-бедуинов
На дружественных отношениях с оседлым населением по берегам пустыни зиждется экономическая жизнь кочевников, т.е. сбыт ими своих продуктов и закупка необходимых им товаров. (Аравия и европейские державы. Сборник./под ред. Ротштейна Ф.М., 1924. С. 131–132).
Эль-Хаса представляет собой узкую низменную полосу, почти нигде не выше 100 метров над уровнем моря, у подножья, перед внутренним углом, Аравийского плоскогорья. Внутренне пространство Эль-Хасы почти не имеет оседлого населения; через них проходят лишь бедуины со своими стадами.
Жаркий, здоровый, чистенький городок, но лишенный собственного источника питьевой воды, которую привозят издалека и продают за деньги, Ковейт представляет собой гавань, через которую небольшая бедуинская область вывозит шерсть, овечий сыр и шкуры. (Аравия и Европейские державы. С. 133–135).
Бедуины – крупнейшая группа североаравийских кочевников. Их преимущественное занятие составляло верблюдоводство.
В условиях огромных песчаных и каменистых пустынь Аравии верблюд являлся единственно пригодным средством передвижения, делавшим возможным самые перекочевки бедуинов.
Бедуины отдавали земледельцам верблюдов внаём, занимались караванным извозом, а, главное, создали обширный рынок сбыта верблюдов. Продажа скота давала состоятельным кочевникам возможность покупать финики, зерно, ремесленные и промышленные товары.
Отдавались внаём и шли на продажу главным образом верблюды-самцы, которыми сами бедуины пользовались в качестве вьючных животных (баир).
Самки ценились как объект молочного скотоводства; их же (гораздо реже кастрированных самцов) использовали как верховых животных (далул).
Труд кочевника-верблюдовода не был простым и лёгким. От скотовода требовалось детальное знание пастбищной территории, её кормовых и водных ресурсов. Жизнь аравийских пустынь зависит от дождей, которые выпадают здесь не часто и не регулярно. Одни районы славятся своими обильными, но кратковременными травяными пастбищами (хашиш), другие покрыты скудными, но надежными многолетними кустарниками (хатаб), в третьих известковая почва подолгу удерживает дождевые пруды и лужи. Чтобы прокормить и сохранить свой скот, чтобы получить нормальные надои молока и поддерживать животных в «рабочей форме», бедуин должен был умело чередовать пользование различными участками и различными видами пастбищ, тщательно рассчитывать сроки поения скота, вовремя перегонять его на солончаки для подкормки солью и т.д. (Першиц А.И. Хозяйство и общественно-политический строй Северной Аравии в ХIX-пер. трети ХХ в. М., 1961. С. 27–29).
С началом зимних дождей пустынные пастбища покрывались свежей растительностью и стада перегонялись туда. С наступлением первых холодов скот переводили в зоны кустарников, а во время сильных морозов укрывали стада в долинах. Весной кочевники возвращались на открытые степные пространства, где стада давали обильные удои. С началом жары кочевники перемещались в холмистую и возвышенную местность.
Жаркие, засушливые месяцы бедуины проводили у постоянных водных источников на возвышенностях. Недостаток в молочной пище кочевники восполняли собирательством съедобных растений. (Андрианов Б.В. Неоседлое население мира. С. 137).
Большим подспорьем в хозяйстве в это время становилась охота. С собаками и ловчими соколами, в одиночку и загоном охотились на ориксов, газелей, онагров, горных козлов, лисиц, зайцев, тушканчиков, дроф, куропаток, диких голубей. Самой желанной добычей был страус, жир которого вытапливали на пищу, а перья продавали за высокую цену, не уступавшую цене бегового верблюда. (Першиц А.И. Хозяйство и общ.-пол. строй Северной Аравии. С. 31).
Популярные материалы:
Песни терских казаков как этнографический источник в
работах кавказоведа С.А. Чекменева
Песни терских казаков опубликованные в дореволюционный период Д.Борисовым, Ф.Гребенцом, А.Баскаковым и др. (СМОМПК, ЗТОЛКС) недостаточно востребованы как этнографический источник. А между тем в них содержится ценный материал о многих стор ...
Гощение невесты у жениха
В Заонежье существовал обычай приезжать невесте в гости к жениху, отгащивать, но он соблюдался не повсеместно и не был обязательным. Жених заранее приглашал невесту вместе с её подругами, а также своих близких товарищей и холостых родстве ...
Классификация обрядов
Традиционной обрядностью занимаются ученые, работающие в различных областях: археологи, этнографы, фольклористы, историки культуры. Многие из них имеют свою точку зрения о критериях классификации обрядности.
В. Ауновский выделял следующи ...