Старинное овцеводство в Азербайджане
Материалы данной статьи собраны в августе 1928 г. У полукочевников-овцеводов Прикуринской низменности, зимовники которых были расположены в Ганджинском уезде (Кировабадский и Касум-Исмаиловский районы). Важной отраслью хозяйства населения было отгонное скотоводство, в котором мелкий рогатый скот занимал значительное место.
На летний период пастухи отгоняли отару из Прикуринской низменности на альпийские луга, расположенные в пределах Малого Кавказа, главным образом на верховьях рек Ганджачай и Кушкарачай, где особенно отличались своими тучными пастбищами отроги горы Гошгар-даг и их склоны. Здесь на одном из пастбищ в пределах Хач-булагского яйлага у подножия Гошгар-дага (Дашкесанский район) были собраны некоторые этнографические сведения, в том числе и по затронутому вопросу.
Овца, разводимая населением упомянутой местности, главным образом относилась к породе бозах. Кроме породы бозаха в стаде было 10-12% карабагской и 7-8% ширванской породы, которые, как и порода бозах, давали населению мясо, жир, молоко, шерсть трех видов.[1] Количество поголовья овец в каждом стаде колебалось приблизительно от 500 до 1000 голов. В это число входили и козы, количество которых в стаде не превышало 2-3%. Помимо этого при каждом стаде держали примерно от 4 до 10 овчарок кавказкой породы. Особо славились овчарки-волкодавы из с. Томуллулар бывшего Самухского района. Для перевозки груза и имущества пастухов в стаде имелась одна ослица.
Стадо обслуживалось 3-5 пастухами, в зависимости от количества поголовья овец в нем. Старший из них назывался «боjүк чобан», «баш чобан» или «әкә чобан», а младший – «кичик чобан», «бала чобан» или «дыъа чобан».
Пастухами обычно являлись обедневшие родственники хозяина стада, но в отсутствие таковых пастухов нанимали из посторонних лиц, чаще всего из азербайджанских жителей Казахского уезда и в частности из уроженцев Шамшадиля.
Труд пастухов оплачивался натурой; за год работы пастух получал по два годовалых ягненка (тоглу) за каждые 25 овец в стаде, объясняется это тем, что количество овец определялось не числовым подсчетом каждой отдельной овцы в стаде, а группой овец в 25 голов и каждая такая группа называлась «тоглулук». Поэтому, чтобы составить представление о количестве овец в стаде, было принято говорить, что в нем имеется 20 или 40 тоглулук вместо 500 или 1000 овец.
Оплата производилась два раза в течение года – весною после окота до отгона овец на летние пастбища и осенью после спуска с яйлага в период гёздек на зимовку в гышлаг. В случае, когда в группе оказывалось меньше 25 овец и количество поголовья не превышало 15-16 овец, то за нее пастух получал годовалого козленка чэпиш, и поэтому такая группа называлась «чэпишлик». Помимо этого пастухам на питание, кроме хлеба, а течение этого года давалось 5-6 овец сверх оплаты, называлось это шишлик.
Овцы пастухов паслись в том же стаде. В отличие от овец хозяина они ставили на морду принадлежащих им животных свое тавро или делали метку на ушной раковине.
Более ответственным периодом в работе пастухов, за исключением времени окота, считался также отгон стада на летние и зимние пастбища. Надо отметить, что во время отгона стада на яйлаг и обратно в гышлаг пастухи обязательно должны были ежедневно проверять наличие поголовья овец в стаде. При этом проверка производилась не путем простого порядкового счета овец, а по приметам каждой из них.
По сведениям пастухов, подобной проверке они научились от своих предшественников и о давности выявления его ничего определенного не могут сказать. Но вместе с тем, они отмечали, что пастухи, в частности главный пастух и его помощники, должны хорошо знать и помнить в стаде каждую овцу в отдельности, со всеми присущими ей характерными чертами и не только по наружному виду, но и по другим признакам. Главный пастух, по их утверждению, непременно должен знать и помнить какими болезнями или недостатками страдает каждая овца, как ведет она себя в стаде в момент пастьбы, отстает ли она или пасется в стороне от стада и т.д. Он должен быть внимательным к каждой овце и часто проверять наличие поголовья в стаде.
Популярные материалы:
Религиозная характеристика
Основная религия – лютеранство (70%).
Среди других крупных конфессий представлены православная (20%), баптистская, методическая и католическая церковь. В Куремяэ находится православный женский Успенский Пюхтицкий монастырь.
...
История формирования города
Таналыково-Баймак основан в 1748 году как рудная база Кананикольского и Преображенского медьзаводов. С этого времени начинает упоминаться Таналыкский медный прииск. Название произошло от одноименной реки Таналык. Второе название - Баймак ...
Музеи знаменитых людей
1. Музей Бальзака
Музей размещается в доме, в котором писатель жил в 1840-1847 гг. В музее представлены портреты, один дагерротип и карикатуры Бальзака, его произведения, а также картины и гравюры
2. Музей Виктора Гюго
В этом доме, пос ...