Волга: ее значение для России, проблемы, решения
Бассейн Волги занимает трети площади европейской части России. В нем проживают 59,6 млн человек, то есть больше 40% населения Российской Федерации. Здесь производят около 50% ее промышленной и более 40% сельскохозяйственной продукции. На волгу и ее притоки приходится свыше 70% грузооборота речного транспорта России. В бассейне Волги вылавливают более половины улова рыбы на внутренних водоемах нашей страны (в том числе 90% осетровых). Даже только приведенные цифры показывают огромное значение Волжского бассейна для Российской Федерации.
Благоговейное отношение к Волге имеет глубокие исторические корни. В древности ее называли Ра, что значит «щедрая», а также Итиль – «река рек». Называли ее также и святой, и матушкой.
До 30-х гг. нашего века Волгу практически использовали только как транспортный путь и рыбопромышленный бассейн. Основными органическими недостатками Волжского торгового пути на протяжении многих веков были отсутствие водных соединений с Мировым океаном и ступенчатость глубин. Первый недостаток когда-то пытались преодолеть организацией волоков. Но волоком можно было переправлять через водоразделы лишь очень небольшие судна. Петр I организовал работы по соединению Волги с Доном и Балтийским морем. Однако из-за отсутствия техники, соответствовавшей масштабам работы, затраченные усилия по соединению Волги с Доном не увенчались успехом. По-иному сложилась судьба работ на Верхней Волге. В 1703 г. начали и в 1709 г. завершили строительство Вышневолоцкой системы. Через реки Тверцу, Цну, Мету, Волхов, Ладожское озеро и Ниву грузы, перевозимые по Волге, получили выход в Балтийское море. Ограниченная пропускная способность этой водной системы заставляло искать другие пути развития водных связей Волжского бассейна с Балтикой.
В 1810 г. вступила в эксплуатацию Мариинская водная система, соединившая Волгу с Балтикой через реки Шексну, Вытергу, Онежское озеро, р. Свирь, Ладожское озеро и Неву, а в 1811 г. – Тихвинская водная система, сделавшая то же через реки Мологу, Чагодому, Сясь и Приладожский канал.
В 1828 г. закончили строительство Вюртембергской (Северо-Двинской) системы, соединивший бассейн Волги через реку Шекену, Топорнинский канал, озера Сиверское и Кубенское с р. Сухоной, Северной Двиной и Белым морем.
В первой половине XIX в. начали активно развиваться работы и по преодолению другого крупного недостатка Волжского транспортного пути – ступенчатости глубин.
Наряду с судоходством большое значение в бассейне Волги исстари имел рыбный промысел. Волга всегда была обильна рыбой туводной, полупроходной и проходной. Резкие колебания в уловах в Волжском бассейне отмечали еще и в те времена, когда влияние хозяйственной деятельности человека было практически незначительным.
На небольших притоках Волги еще в допетровские времена строили мельницы. Во времена же Петра I энергию воды начали использовать для металлургических заводов, создаваемых на Урале.
В конце XIX-начале XX в. стало ясно, что исключительно благоприятное положение Волги в самом центре европейской части России, богатейшие земельные, водные и минеральные ресурсы, огромные рыбные богатства бассейна Волги, наличие квалифицированных кадров рабочих в промышленных районах – Московском, Ивановском, Нижегородском, Уральской – не могут быть использованы в полной мере без развития надлежащей энергетической базы.
Проблемы
Проблему «Большой Волги» трактовали как ирригационную, транспортную и энергетическую.
Главнейшими народнохозяйственными задачами были:
обеспечение электроэнергией быстро развивавшегося хозяйства Центрального, Поволжского и Уральского экономических районов,
реконструкция крупнейшей в Росси Волжско-Камской воднотранспортной магистрали и создание на ее основе Единой воднотранспортной системы европейской части страны,
водоснабжение и обводнение Московского и других промышленных районов,
развитие орошения земель в Заволжье и Прикаспийской низменности.
К величайшему сожалению, при дальнейшем проектировании не были исследованы, а соответственно и учтены, многие отрицательные экологические последствия реконструкции бассейна Волги. В некоторых случаях отсутствовала даже качественная оценка возможных воздействий гидротехнического строительства на окружающую среду. Мнение крупнейших ученых-географов, ихтиологов, биологов Л.С. Берга, Н.М. Книповича, Н.И. Вавилова, А.А. Рихтера и других, обращавших внимание на недопустимость строительства гидроузлов на Нижней Волге, не было принято во внимание. Это породило в дальнейшем множество экологических проблем.
Популярные материалы:
Традиции Турции
Традиционные формы общения между людьми коренятся в исламе. Религиозные формы приветствия, добрые пожелания и другие проявления подчеркнутой вежливости играют большую роль даже в городах. Турки отличаются обходительностью, готовностью пом ...
Современность
Современный ритм жизни заметно изменил многие устои и традиции наших предков. Население сел оказалось втянутым в те экономические, социальные, политические изменения, которые характерны для всего российского государства. Нет сегодня разви ...
Нормативная база по регулированию деятельности
казачества России конца ХХ века
Следует отметить, что в современный период принято много нормативных документов правительства, изучение которых легло в основу многих современных монографий. Мы приводим здесь их перечень, потому что вся современная историография так или ...