Приветствия и обращения горцев
1. «Асаламу алейкум, дорогие друзья!»
У дагестанских народов существуют строго выработанные правила поведения в общественных местах, обращения и приветствия друг друга, вплоть до жестов, поз, с учетом возраста, пола, положения и т. п. В этом традиционном этикете нет ни одной случайной детали. Все направлено на то, - чтобы не задеть достоинства человека, ненавязчиво удержать около себя, не нарушить права на свободу действия, права, каждого, включая иноязычного чужесельца.
В этом плане заслуживают внимания приветствия и обращения, принятые среди народов Дагестана?
Традиция приветствовать друг друга при встрече — это древний обычай. Известный он народам всех стран и, на первый взгляд, везде одинаков. Всюду в этом обычае отражена самая заветная мечта о мире и дружбе. Недаром у нас говорят «Асаламу алейкум» —_что означает: «Мир вам!»
У народов Дагестана, наряду с известным на мусульманском Востоке «Асаламу алейкум», издавна существовали и приветствия на родных языках. Даргинские сельчане встречают друг друга обращением «ВалхIунри!», аварцы говорят<<ВорчIами!>>, лакцы — «Изров!», андийцы — «Вуч!ч!иде!», рутульцы — «Мид вахт хайир!», кумыки — «Хошгельды!». Все эти приветствия по смыслу можно перевести, примерно так: «Доброе утро!», «Добрый день!», «Здравствуйте!» и так далее. Но дагестанские языки изобилуют еще многими собственными приветствиями:
Аварцы приветствуют словами: Бог да обрадует тебя, Голова да будет здрава, - Светлый день не минует тебя, Бог да выпрямит для тебя дорогу (путнику).
Лакцы: Да даст тебе Бог, чего не ждешь, Да дадутся тебе сердечная радость и жизнь, Да продлится жизнь, Сыновья да будут невредимы.( женщинам), С отдыхом здоровье не дается (возвратившемуся с дороги), Да родится сын как отец — и дочь как мать (новобрачным).
Акушинцы: Благословение достанется, твоему дому, Да умножатся твои бараны, Да расцветешь ты как сад.
Как видно, горцы в отношениях между собой сохранили благородство, мудрость и уважение.
После устного приветствия следует рукопожатие, сопровождаемое словами доброго пожелания. Сельчане при повседневных встречах друг с другом руку подают не всегда, а ограничиваются словесным' приветствием. Но с приезжим стараются здороваться за руку. Здороваться в ауле надо обязательно, если даже видишь человека впервые.
В тех случаях, когда приветствие выражалось словесно, обычно принималась почтительная поза, сложив руки к груди, делая низкий поклон. Процедура приветствия не заканчивалась простым рукопожатием или поклоном. После этого завязывалась беседа, демонстрировался знак взаимного расположения.
В Дагестане издавна существуют и другие правила общения. Например, первым должен здороваться тот, кто едет верхом, младший приветствует старшего, опускающийся с горы - поднимавшегося, проходящий — сидящих, пришедший — собравшихся.
Думается, что во всем этом есть определенный смысл. Приветствие — это акт проявления дружелюбия, уважения и высокого достоинства. Моральная ценность человека не мыслится там, где нет места уважению друг друга. Поэтому оправданным является правило, чтобы - молодой человек первым приветствовал товарища старше себя. Понятно' и то, почему едущий верхом должен приветствовать пешего. Ведь пешеход находится в невыгодном положении по сравнению с едущим. Он утомлен ходьбой, ему предстоит далекий путь, и едущий верхи, зная это, отдает ему дань стоит далекий путь, и едущий верхом, зная это, отдает ему даль в гору. Подошедший к собравшимся первым должен приветствовать товарищей; во-первых, потому, что он опоздал к месту сбора и его приветствие является как бы извинением и, во-вторых, приветствие в данном случае выражает пожелание успехов и благополучия собравшимся, к которым хочет приобщиться пришедший.
Популярные материалы:
Образование и грамотность раскольников
Грамотность была широко распространена среди раскольников, это можно заметить, ведь почти все раскольники, дававшие показания, подписки и т.п. сами их подписывали, в то время как в документах вместо подписей «простолюдинов» находится или ...
Практическое задание: составить и проанализировать церковный и народный
(земледельческий) календари
Церковный календарь на 2007 год
Православные праздники и посты. В скобках указаны даты по старому стилю.
Великие и двунадесятые православные праздники:
7 января (25 декабря) Рождество Христово
14 января (1 января) Обрезание Господне
...
Природные ресурсы посада Парфентьева в период с 1778 г. по 19 в.
Собирательство грибов стало основным занятием в посаде. С.В. Максимов написал целый очерк «Грибовник», в котором он вспоминает: «Целая и большая местность с древнейших времен приурочила себя к этому делу, связала с ним свою судьбу и обра ...