Свадьба
Расставание невесты с "волей".
После того как невеста получала подарки от жениха, она должна была расстаться со своей "вольной волюшкой", которая являлась символом девичества. Расставание с волей могла происходить в заднем углу избы (у печи), в отдельной комнате (горнице или светлице), но чаще всего в сенях или на крыльце. Расставанию с волей соответствовали расплетение невестиной косы и перемена прически. Обычно расплетал косу холостой брат невесты или двоюродный брат. Если у неё братьев не было, то это делал кто-нибудь из других родственников или девушки. Невеста должна была сопротивляться расплетению косы. Она запутывала ленту-косоплетку, которая была вплетена в косу, в своих пальцах, крепко накручивала конец косы на руки и сжимала ладонь в кулак изо всех сил. В некоторых случаях после недолгого сопротивления невеста сама позволяла расплетать косу.
Перед расплетением косы невеста прощалась с членами своей семьи, родственниками, подругами. В причитаниях она просила подойти каждого, с кем должна была попрощаться.
Брат распутывал ленту, разжимал невестины пальцы и расплетал косу. Причесывал волосы гребнем, клал на голову ей "за волю" серебряный рубль. Крестная мать делали волосы на два ряда, отдельно расчесывала. Брат делал из ленты косоплетки бантик и прикалывал себе на грудь. В XIX веке невесту сначала одевали в подвенечный наряд, потом садили на квашню и расплетали косу. Брат развязывал узел на косоплетке, которым были закреплены цветные ленты на конце косы, распускал волосы и выплетал косоплетку. Лентами он хлестал девушек, чтобы те скорее вышли замуж, а потом эти ленты отдавал им. Когла коса была расплетена, невеста шла на крыльцо с распущенными волосами "отпускать волю". На крыльце причитывала. Когда невеста начинала отдавать "волю", девушки брали глиняную чашу и с песнями шли на реку за водой, с которой они обходили жениха и гостей, которые должны были бросить в воду серебряные монеты. После расставания с волей невеста умывалась этой водой, брала монеты, и девушки снова с песней шли выливать воду обратно туда, откуда её принесли.
После умывания крестная, тетки и другие родственницы начинали одевать невесту, или, как говорили в Заонежье окручивать в подвенечный наряд. Невеста во время одевания не должна была шевелиться. Женщины помогали ей надеть чулки, в которые перед этим были положены деньги. Обуть штиблеты должен был невестин брат. На невесту надевали свадебную сорочку традиционного покроя. Считалось, что небесные символы, вышитые на рубашке, оберегают и согревают девушку. В традиционный свадебный наряд невесты XIX века входил также штофный сарафан прямого покроя без разреза спереди, на двух лямках. Головным убором заонежской невесты была корона из жемчуга и бисера с вставками из разноцветных граненых стекол и зеркальных осколков. Она надевалась на голову вместе с жемчужной поднизью. К началу XX века короны стали большой редкостью, и их было две-три на волость и их брали на прокат за плату, представлявшую собой, к примеру, один - два мешка муки. Большинство невест обходилось без неё, украшая голову одной поднизью, на которую накладывали свернутую узкой полосой шелковую косынку или ленту на твердой основе. Шею заонежской невесты украшали жемчужные бусы, состоявшие из шести - семи нитей, перехваченных посередине брошью. В уши вдевали серьги - бабочки из мелкого жемчуга. На запястья надевали старинные пластинчатые серебряные браслеты. Пальцы украшали серебряными и нередко золотыми кольцами и перстнями. Наряд невесты дополнял большой шелковый платок с кистями, наброшенный на плечи. В руках невеста держала батистовый платок. В качестве оберегов в одежду невесты на груди, "ближе к сердцу", закалывали иглы или прикалывали к подолу булавки крест-накрест. Все это делалось со словом, то есть с заговором. Волосы невесты во время окручивания убирали в пучок и закрепляли новой широкой лентой, не завязывавшейся в бант. Концы ленты были очень длинными и опускались почти до пят.
Популярные материалы:
Застройка города
В основном Одесса представлена архитектурой XIX—XX столетий: неоклассицизм, модерн, постмодернизм, конструктивизм. Первые здания в Одессе строились в стиле классицизма, отличались рационализмом и скупостью декора. Многонациональный состав ...
Коллективизация и развитие колхозного строя
Когда страна становилась на рельсы индустриализации, получить на нее необходимые средства извне не представлялось возможным, пришлось использовать в основном внутренние источники. Важнейшим из них должен был стать традиционный для России ...
Общественный строй
В 5 в. до н. э. у скифов еще были сильны родовые связи. Основой общества были гиппотоксоты — свободные конные лучники, жившие большими патриархальными семьями. Знаками глав больших семей служили бронзовые молоточки. При погребении их вкла ...