Хваленье

Страница 1

Празднование бракосочетания в день венчания у молодого называли хваленьем. На хваленье собиралось много молодежи, приезжавшей из других деревень верхом или в санях. Приходили и молодые пары, недавно поженившиеся. Поскольку хваленье было вечером, жители деревни были свободны от хозяйственных дел и тоже спешили принять участие во встрече молодых и в поздравлениях.

Перед деревней поезд сбавлял ход, вершники мчались во весь опор вперед. В доме молодого они спрашивали родителей, готовы ли они принять новобрачных. Получив утвердительный ответ, дружки возвращались как можно быстрее и, остановив свадебный поезд, объявляли, что дома ждут новобрачных. Сани с новобрачными подъезжали к крыльцу, остальные въезжали по съезду прямо на сарай, где распрягали лошадей. Из избы от самого стола до улицы расстилали домашний холст или стелили на ступенях широкие полотенца. Молодой брал жену на руки и ставил на холст перед родителями, встречавшими новобрачных на крыльце со свадебным круглым хлебом (мякушкой), на который ставили солонку. Молодые накланялись и кланялись, целовали икону и отщипывали от мякушки по кусочку. Мать трижды бросала житом "в глаза", чтобы жили богато, потом поила пресным молоком поочередно, начиная с молодой, заставляя её допить остаток.

Молодые шли в избу по холсту, который тут же вслед за ними скатывали и убирали. Войдя в избу молодая здоровалась и кланялась в четыре угла. Кочевую, которую поезжане привозили из дома невесты, ставили у дверей на стол, икону, украшенную свадебным полотенцем, вешали на стену над лавкой там, где должны были сесть молодые. Тем временем все приехавшие раздевались, молодых первыми усаживали за стол. Они садились под посаженной иконой на пуховую подушку, под которую иногда стелили шубу шерстью вверх. Рядом с молодыми садились его крестные, дальше остальная его родня по старшинству, в том же порядке с другой стороны садились родственники молодой.

Так же как и в свадьбу, в хваленье было два стола: сначала чайный стол, потом ужина, называвшийся ещё большим столом. Хозяева начинали угощать гостей чаем, водкой и легкими закусками. Молодым подали чай в одном стакане или чаше, но они должны были на протяжении всего вечера есть и пить очень мало. Во время застолья им советовали сидеть, держа скрещенными ноги или пальцы рук и смотреть в глаза тем, кто пришел без приглашения, чтобы кто-нибудь не навел порчу. Если на хваленье появлялся человек, за которым знали грехи, связанные с порчей, его усиленно угощали водкой, чтобы он не вздумал как-нибудь подшутить. Колдуна на хваленье усиленно поили, чтобы он не мог испортить молодых. За столом пели песни, желающие выходили плясать. Пока шли танцы, родственники молодого накрывали стол для ужины, а молодую уводили в горницу, где её окручивали молодухой. Проводницы снимали с неё жемчужную сетку. Молодая, закрыв глаза платком, наклоняла голову. Свекровь разделяла пробором волосы на две стороны, расчесывала и клала 1-5 рублей, затем поручала проводницам - сватьюшкам заплести косы. Проводницы скручивали косы в жгут и делали пучок, после чего одевали на голову расшитый золотом повойник или женский головной убор чепец. Перед тем как вывести молодую к гостям, ей накидывали на голову платок.

Перед молодыми ставили на стол один прибор. Гостей снова звали "хлеба-соли покушать". В конце хваленья, когда все без исключения гости были похвалены, дружка колотил скалкой в воронец и требовал привести к столу родителей и близкую родню молодого. Они должны были выпить "горьки рюмки" и получить дары от молодой.

Отец подходил первым. Невеста ему кланялась и подавала на подносе рюмку. Он всячески "ломался", давая понять, что вино горькое и его надо подсластить, намекая на поцелую молодых. Молодая передавала поднос крестной, брала мужа за уши и целовала. Когда вино было выпито. Дружка передавал отцу от молодой подарок, та кланялась. Подарок подавался на скалке. Отец пытался взять подарок, но дружка останавливал, приговаривая, чтобы с подарком бережно относились. И так происходило со всей родней молодого. Старались как можно дольше "ломаться", чтобы заставить молодых целоваться.

Под конец застолья подавали на стол ягодный кисель, называвшийся у заонежан "выгонщик". Попробовав его и отблагодарив хозяев, гости расходились по домам. Для оставшихся гостей накрывали стол, вместе с ними ели молодые. Крестная мать молодого в это время готовила для них постель.

Первую брачную ночь молодые должны были провести в нежилом помещении - на чердаке, в чулане и т.д. даже в зимнее время этот обычай соблюдался, считали, что молодые должны поспать в холодке. Крестные матери молодых вели их в приготовленное помещение. Постель оказывалась занятой кем-нибудь из мужчин, родственников мужа или мальчиком, старшим братом. Молодая выкупала постель - дарила полотенце, а мальчику - конфеты, кренделя или пряники. Когда постель освобождалась, провожатые покидали комнату и навешивали на дверь замок. Дружка или колдун объезжал дом молодых для охраны их покоя.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Материальная культура и быт бедуинов
Бедуины отличаются скромностью и простотой быта. В шатре эмира или шейхов можно увидеть подушки, китайский фарфор, как результат союза с турками. Но у простого бедуина не было ничего кроме циновки, на которой он спал; подушкой же ему служ ...

Разные музеи
1. Музей института арабского танца мира Музей знакомит с историей, архитектурой, искусством и наукой арабского мира, начиная с IX в. Здесь собраны разнообразные коллекции исламского искусства, а также находится археологическая коллекция, ...

Сибирская провинциальная старина
Встает рассвет над сказочным раздольем, Румянит новостроек корпуса. Ты молодеешь, древнее Усолье, Волнует сердце мне твоя краса. Город сибирский древний С трудной и славной судьбой, Я навсегда остаюсь тебе верным, Город над Ангарой ...