После свадьбы. "Красный стол"

Страница 1

Утром родственники топили баню для новобрачных. Её готовили как обычно, соблюдали только запрет колотить головешки кочергой, чтобы муж не бил жену.

Приставницы - крестная, тетки молодой отправлялись будить молодых. Они стучали в двери, говорили, что пора вставать, поздравляли с добрым утром. Говорили что баня уже истоплена. Баню обычно занимал кто-нибудь из родственников молодого, требуя за неё выкуп. Молодой надевал после бани порты и рубаху, подаренные ему невестой во время свадьбы.

После возвращения из бани молодые вставали у порога, дружка вызывал родителей и крестных молодого, молодая кланялась каждому, здоровалась и благодарила за баню, потом целовала их. Во время благодарения и приветствий она должна была в первый раз назвать свекра - тятенькой, свекровь - маменькой, всех остальных по именам. Крестная вручала от молодой "богоданной родне" подарки - станушки, отрезы на платья и блузки, головные платки, мужчинам - полотенца и отрезы на рубашки. После этого молодая развешивала свои полотенца, а на кровать - вышитый подзор.

Молодой расчесывали волосы и надевали на голову бабий чепец. Она должна была после бани расчесать волосы мужу. К этому времени собирались гости, переночевавшие кто в этом же доме, кто в деревне. На второй день свадьбы их было уже гораздо меньше, так как многие уезжали после хваленья к себе домой. Оставались только самые близкие родственники. Молодые садились со всеми за стол пить чай. Через некоторое время хозяева накрывали на стол обед. Называлось это "красным столом". Когда застолье заканчивалось, гости разъезжались по домам, пригласив молодых к себе в гости. Родители молодых тоже договаривались между собой о том, в какой из дней они будут ждать друг друга на хлебины. Таким образом, несколько дней подряд или целую неделю, а если родно много, то и до трех недель, молодым предстояло ездить к родственникам в отгостки. На это время новобрачных освобождали от хозяйственных работ, исключая отдельные домашние дела. Этот период в жизни молодоженов назывался "порядней".

Третий день от венчания начинался, по обычаю, с испытания молодой на умение выполнять повседневные домашние дела. Она должна была принести дрова и истопить печь, испечь хлеба, подоить коров, навести в доме порядок и наносить в дом воды. Посмотреть на её сноровку собирались ближние соседи, соответственно работе они хвалили или подтрунивали над ней.

Днем молодые катались, красуясь, по окрестным деревням, а вечером ходили в гости к кому-либо из родни. В первую очередь они гостили у крестных родителей, а потом и у других родственников. Молодых угощали обедом, иногда одаривали полотенцами, холстом, покупной тканью. Как и в любое праздничное застолье, гостьи распевали песни, а если собиралось много молодежи, тои танцевали.

Хлебины

Хлебины было принято устраивать дважды - сначала у родителей молодой (обычно через неделю после свадьбы), потом в доме молодого. Молодые отправлялись на хлебины с ближними родственниками - породой молодого: его родителями, крестными, братьями и братанами, их женами. Гостей собиралось столько же, как и на просватовстве.

В доме молодой гостей радушно встречали. На хлебины собиралось много деревенской молодежи. Застолье начиналось с того, что мать молодой выносила на стол мякушку хлеба, а свекровь, в свою очередь, привезенный с собой пирог-рыбник или кулебяку. Мать молодой закрывала этот пирог чистой бумагой (его за столом не ели, он предназначался для неё), а поверх бумаги клала свой подарок для сватьи - вышитую станушку. После этой церемонии на стол подавались горячие блюда. Обилием и богатством угощения хлебины не отличались от свадьбы. Молодому подавали обрядовое блюдо - яичницу из взбитых яиц, приготовленную на сковороде. Значимость этого блюда была настолько велика, что о поездке на хлебины говорили ещё как о поездке "к теще на яичницу". Демонстрируя невинность жены, зять должен был ложкой выскрести в яичнице по центру сковороды углубление и насыпать туда мелкие серебряные монеты. Эти деньги служили благодарность за хорошее воспитание дочери. Девушки, присутствовавшие на хлебинах, пытались украсть и поделить между собой деньги, чтобы повысить свою славутность. Также как и в рукобитье молодой надкусывал пироги-сканцы и бросал их девушкам, чтобы они скорее вышли замуж. После окончания торжества тесть отводил гостей на двор и передавал молодым приданое, в которое также входила корова или нетель. Домашний скот, полученное приданое вместе с постелью и домашней утварью, считался исключительно собственностью молодой. После этого молодые возвращались домой, а свекор или кто-нибудь другой из родни перегонял корову. Рога коровы украшали вышитым полотенцем. Овцам и баранам на шею повязывали красные ленточки, чтобы было видно, что эта скотина из приданого. Кроме того, дарили ткацкий станок, щетки чесать лен и овечью шерсть, состоятельные родители дарили швейную машину.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Особенности славянского расселения:
• освоение громадной территории Восточной Европы; • удаленность от основных очагов цивилизации; • соприкосновение с этносами, находившимися на более низкой ступени развития; • сохранение в местах своего обитания местного населения, в ...

Миграционные процессы сельской местности на Ставрополье
В крае можно отметить существенные внутрирегиональные различия по доле вынужденных мигрантов, прибывших на Ставрополье. Больше всего вынужденных мигрантов «принял» город Ставрополь(10% от общего количества). Вторая группа территорий – это ...

Заповедные зоны
Заповедники— это особо охраняемые территории, являющиеся природоохранными и научно-исследовательскими организациями, учреждаемыми постановлением Правительства с согласия субъекта, в пределах которого они расположены. Они имеют высший стат ...