Почтительность к императору

Страница 4

Личность императора считалась священной. Это был единственный в Китае человек, который никому не отдавал отчета в своих поступках. Хотя страной непосредственно управляли министры, наместники и губернаторы, из которых в последствии формировалась светская аристократия. Но воля императора и для них была законом – любое их решение могло быть приостановлено его властью.23

В книге "Гимны" приводятся следующие строки:

"Советники, смотрители, рачительно служите!

Надлежит заботиться о царевом жите!

Волю государеву прилежно выполняйте,

Чтобы все работали под вашим надзором!

Не мешкайте смотрители! Кончается весна.

Дожидаться нечего. Работать пора.

Как у вас посевы? Как у вас хлеба?

Хороша пшеница, и ячмень хорош.

Если урожаем будешь дорожить,

Много-много хлеба тогда соберешь.

Ниспослал всевышний нам счастливый год.

Приготовьте вовремя мотыги лопаты!

Хватит вам тогда пшена, будете богаты,

Замелькают осенью повсюду серпы,

Когда на работу выйдет весь народ".24

Здесь ярко продемонстрированы обязанности, которые должны выполнять помощники государя. Именно они должны были следить за тем, чтобы все дела в государстве выполнялись вовремя, и каждый занимался своим делом.

Также в Китае существовал институт цензоров, которые имели право порицать поведение членов императорского дома и даже самого императора. Но это не означало, что император был ответственен перед ними. Критика со стороны цензора скорее являлась моральной оценкой. Если же цензор решался дать императору свои советы или выступить перед ним с какими-то пожеланиями, то он действовал при этом на свой страх, рискуя быть изгнанным или даже казненным. Не случайно бытовала поговорка: "быть возле императора – все равно, что спать с тигром".

Государь считался владыкой земли. А поскольку символическим цветом земли был желтый, то этот цвет считался императорским. Никто, кроме императора и членов его семьи, не имел права носить одежду желтого цвета. Почти все предметы, которыми пользовался император и которые окружили его, также были желтого цвета, в том числе и черепица на стенах и крышах императорских дворцов.

Символ власти императора был дракон (лун). Проводилась аналогия между драконом, поднимающимся с земли до небес и государем, Сыном Неба, стоящим выше всех людей. Почитание подданными Сына Неба порой доходило до самопожертвования. Древнее китайское изречение гласит: "Когда государь оскорблен, чиновники умирают". Это значило, что если государство постигают бедствия и смуты, в них повинны все служилые люди, своим дурным управлением они не сумели предотвратить народных несчастий и, быть может, даже сами навлекли их – поэтому не достойны жизни. Преданные чиновники не могут перенести позора, когда император из-за нашествия варваров вынужден покинуть столицу.

В книге "Малые оды" приведены жалобы придворного:

"Всевышний грозен, суров, жесток.

Голод, погибель, - все от него.

Смута в стране, в государстве раскол.

Сильных и слабых казнит божество.

Не смотрит, кто прав, а кто виноват.

Пускай страдал бы только злодей.

Однако сколько кругом утрат,

Что нет счастья для всех людей.

Всюду напасти, всюду разлад.

Сегодня худо державе всей.

Дом Чжоу повержен, и нечем жить.

Сановники скрылись, бежала знать.

Никто не хочет забот моих знать,

Никто при дворе не хочет служить.

Ни днем, ни ночью не сыщешь слуг.

Теперь всюду любой приказ.

Вельможи в бегах, князьям недосуг.

Безлюдно в ранний и поздний час.

Никто не делает нынче добра.

И только зло постигает нас".25

Здесь ярко показано как все государство расплачивается за грехи одного императора.

В основном, вся жизнь императора проходила во дворце. Твердо уверенный в том, что повсюду за пределами Китая находятся земли, населенные варварами, император не унижал себя поездками за границу. Императорский двор, насчитывавший несколько тысяч чиновников, евнухов, охранников, обитательниц гарема и рабынь, представлял собой маленькое государство в государстве – с собственным управлением, законами, судом, финансами. Управление, которое ведало обслуживанием императора, состояло из множества ведомств.

Знать, государственные деятели, граждане и военные чиновники выступали в роли помощников императора, в зависимости от своего чина.26 Отсюда вытекает незыблемая связь в отношениях между императором и его подданными.

Страницы: 1 2 3 4 

Популярные материалы:

Гостеприимство
Из древних традиций горцев, пожалуй, больше всего поражает впервые появившегося в Дагестане человека обычай гостеприимства. Дагестанские пословицы гласят: «Да не придет такой день, чтобы к вам не пришел гость!». По издавна сложившимся об ...

Деревянное зодчество
Значительной и самобытной частью древнерусской культуры является, несомненно, деревянное зодчество. Уроженцы Северной Руси еще с летописных времен славились как искусные и талантливые плотники, постигавшие азы мастерства с юного возраста. ...

Глобальные демографические и экономические процессы. Россия и Кузбасс
В третьем тысячелетии Россия находится на начальном этапе глобальных социальных изменений. Экономика нашего ре­гиона связана тысячами нитей с экономикой не только сопре­дельных областей, стран СНГ, но и десятков зарубежных стран. Эта связ ...