Традиционное хозяйство бурят
Мышь, с которой начинается 12-летний цикл, соотносится с севером, под ее знаком хранится сундук с драгоценностями, составляющими достояние семьи.
Второй год цикла - год коровы, которая является символом достатка пиши, под этим знаком - шкаф-кладовая готовых продуктов питания.
Следующий - год тигра, символизирующего силу и мужество, под его покровительством находится кровать супругов-хозяев юрты.
Заяц - символ слабости и пугливости. Этот знак указывает место нахождения детей в изножье кровати родителей.
Дракон - властитель небесной сферы - под его знаком размещают сосуды с водой и дрова (аргал) для огня очага.
Змея - символ низшего существа, ползающего по земле, под этим знаком - место расположения людей низкого социального положения.
Лошадь - символ подвижности, под ее охраной находится вход в юрту.
Следующий - год овцы, под знаком которой в холодное время года содержат новорожденных ягнят, козлят, телят.
Обезьяна - животное высшего порядка, часто ассоциируется и совмещается с созвездием Плеяды, под этим знаком - место для конского снаряжения.
Курица - символ плодородия и молодости, под ее знаком место для гостей-мужчин.
Собака - страж юрты, постоянный спутник мужчины - охотника, чабана, табунщика, пастуха.
Последний год 12-летнего цикла - год свиньи, символизирующей сытость и достаток, под знаком которой место домашнего алтаря. В далеком прошлом дикий кабан почитался как один из тотемных предков монголоязычных народов.
Семантическое деление жилища обязывало соблюдать правила поведения гостей в юрте. Мужчины сразу же проходили на правую мужскую половину и занимали там место в соответствии с их возрастом и званием. Женщины проходили на левую половину, и каждая усаживалась на подобающее ей место. Людей почетных, почтенного возраста как мужского, так и женского пола принимали в верхней, престижной части юрты - хойморто. Люди, по каким-либо причинам не имеющие веса в обществе, занимали место у дверей. Тот, кто по незнанию ошибался и занимал не свое место, подвергался осуждению.
В юрте имеется несколько особо значимых мест, сакральных объектов, прежде всего это гуламта - место домашнего очага, где обитает "хозяин" очага, покровитель семьи. Домашний очаг содержали в абсолютной чистоте, остерегаясь бросать в него нечистые предметы. Запрещалось лить в огонь очага воду, топить нечистыми дровами, ворошить огонь острыми предметами, ибо верили, что можно поранить дух огня. Запрещалось поправлять топку в очаге ногой, наступать на угли, пепел, сидеть, вытянув ноги к огню, показывая тем самым пренебрежение к "хозяину" очага, нельзя растапливать огонь, не помыв руки.
Горящий огонь очага - символ жизни семьи, если семья была бездетной, и после их смерти некому было разжечь огонь в очаге, тогда очаг заливали водой. Переезжая на другое место, брали с собой угли очага, чтобы разжечь огонь на новом месте.
Каждое утро и несколько раз в день перед началом трапезы сначала угощали огонь очага, а потом уже начинали есть сами.
Сакральным местом в юрте была северная (северо-западная) часть, связанная с культом предков (онгонов), место которых впоследствии заняли буддийские божества (бурханы).
Особая ритуальная значимость придавалась светодымовому отверстию юрты, ибо считали, что через него вместе со светом, солнечными и лунными лучами в дом проникает счастье сверху.
То же самое нужно сказать о двери, которая служит границей между внешним миром и внутренним, то есть домом. Поэтому над дверью вешали различные обереги в виде медвежьей лапы, колючих растений и т.д., которые отпугивали злую силу. По отношению к двери существовал ряд запретов; не наступать на порог, не притрагиваться к двери (косякам, порогу в особенности) ничем острым, не наваливаться на дверь и прочее.
Популярные материалы:
Современность
Современный ритм жизни заметно изменил многие устои и традиции наших предков. Население сел оказалось втянутым в те экономические, социальные, политические изменения, которые характерны для всего российского государства. Нет сегодня разви ...
Клуб СДК «Приморский»
Здание клуба построено в сороковые годы прошлого столетия. Постепенно к нему было пристроено еще несколько модулей, а также сооружена танцплощадка. Менялись руководители, но клуб по-прежнему остается местом для проведения досуга, воплощен ...
Самоназвание, расселение и численность бачатских телеутов
Целый ряд этнографов и лингвистов выяснили то, что бачатские телеуты назывались по-разному. Так на чертежах С. Ремезова они обозначены «Телен орда», «Телеуты», «Теленбуты», «Белые Калмыки», а в публикации 18 в. называют их «телеутскими», ...