Традиционное хозяйство бурят

Материалы » Культура и быт народов Бурятии » Традиционное хозяйство бурят

Страница 9

Конское снаряжение в полном его наборе представляет замечательное достижение культуры кочевников - охотников, воинов, скотоводов.

Традиционное бурятское седло (эмээл) было широким и низким. Деревянная основа седла делалась из березовых дощечек (хабтаНан). Две дощечки соединялись посредством склеивания и стягивались ремешками из яловки через отверстия, проделанные в них шилом (позже дощечки стали скреплять гвоздями). К хабтаНан прикреплялись луки седла (буургэ), передние и задние. Изготовлялись они также из березовой древесины. Задняя лука, слегка отогнутая назад, была ниже передней, поставленной почти вертикально. Седельные луки обычно окрашивались в ясный цвет, кромка лук покрывалась ободком из серебра. Ободок делался из сплошной полоски серебра или железа, покрытого тонким слоем серебра, так что со временем сквозь посеребренную поверхность проглядывали темные пятна железа. Кроме того, для ободка лук использовали рога лося или оленя. Костяная оправа огибала луки в два ряда, один ряд ободка оставляли белым, неокрашенным, а второй красили медным купоросом в зеленый цвет. Лицевая сторона передней луки и задняя сторона задней луки седла покрывались серебряными украшениями баабриг, баабар в виде орнаментированных блях или посеребренной пластинкой, инкрустированной кораллами или раковинами.

К березовому остову седла прикреплялась при помощи ремешков кошма, покрытая красным или черным сукном, или бархатом черного цвета. Посредством заклепок (даруулга) прикреплялись продолговатые надседельные подушки, называемые эмээлэй ободог, или маюуэа. Под маюуза стелили чепрак (дэбНэн) из двух продолговатых кусков юфти. ДэбНэн предохраняет ноги всадника от трения их ремнями стремян. Под седло стелили кичим (хэжэм), изготовленный из толстого тибетского сукна - ховеор хэжэм. Чаще встречались хэжэм из юфти с поверхностью, тисненной орнаментом. Кожаный хэжэм назывался дурввбшэ. Хэжэм делали также из черного бархата на подкладе из сукна, украшая узорной стежкой и трехцветной каймой с розетками из раковин. Хэжэм оберегает бока лошади от трения ремнями, он свешивается ниже стремян. Под хэжэм подкладывали войлочный потник (тохом), украшенный каймой из красного сукна.

При подъеме на гору применяли нагрудный ремень (хумэлдэргэ), при спуске вниз необходимым была шлея (хударга), проходящая под хвостом лошади. Уздечка (хазаар) обычно была сплошь покрыта серебряными бляхами из монет, поэтому ее называли "серебряная" (мунгэн хазаар). Торока (ганэага) делались из кожаных ремешков (Нур), они прикреплялись к седлу, сзади - два ремешка, спереди обычно один. Поводья были короткие (6утуу жолоо) и длинные (ута жолоо), из кожи. Стремена (дурев), бронзовые или железные, были разного размера, некоторые поменьше, некоторые пошире - для эрмэг гутал (вид обуви), которые были массивнее обычных гутулов. Стремена подвешивались на ремнях к хабтаНан.

Для праздничного убранства лошади было характерно наличие тороков, свитых из черных шелковых ниток, шлеи, сшитой из камусов лося или косули, украшенной шелковыми кистями, серебряными бляхами; с шеи коня свисал шелковый помпон, кисть (гогшоо утаНан). Это украшение называлось моримой, монсог, т.е. шейное украшение лошади, ожерелье. С седла, тороков по крупу лошади свисали пышные шелковые кисти с бубенчиками внутри. К конской сбруе обязательно привешивали колокольцы-шаркунцы (бумбэнуур), к уздечке прикрепляли серебряные монеты.

Считается, что планировка юрты имеет многовековую традицию и обусловлена календарем 12-летнего животного цикла. Юрта условно делится на 12 частей, каждая из которых взаимосвязана с одним из знаков, символизирующих животное календаря.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Популярные материалы:

«Мертвая» дорога
"Могущество России, Сибирью прирастать будет" Так были оценены богатства нашего края М.В.Ломоносовым. Но для освоения такой обширной территории нужны дороги. Так возникли две стройки, шедшие навстречу друг другу: Полвека назад, ...

Строительство Томского острога
Около 1598 года сургутские казаки появились у устья Чулыма. О том, что река Чулым стала известна русским раньше построения Томского городка, свидетельствует отписка, отправленная кетским воеводой Постником Вельским в Томск Гавриле Иванови ...

Обводный канал
Самым протяженным каналом Санкт-Петербурга является Обводный канал, его длина – 8 км, глубина канала до 3 м.[8] В XIX веке граница Петербурга заканчивалась у Обводного канала, это был край города. С тех пор прошло очень много времени, гор ...