Возникновение Твери

Материалы » Возникновение Твери

Страница 1

В первый раз в летописях Тверь упоминается в 1209 г., когда Новгородцы были теснимы Всеволодом, захватывавшим в своей области их гостей с товарами; тогда в Новгород, на защиту его, явился Торопецкий князь Мстислав Удалой, сын Мстислава Храброго, Новгородцы посадили под стражу Святослава, сына Всеволода, и Новгородцы отправились в поход на Всеволода. Всеволод послал войско с Константином и другими своими сыновьями; это войско дошло до Твери, где и был заключен мир. Год основания многих наших городов древней Руси неизвестен и в летописях эти города упоминаются впервые по случаю каких-либо событий, как города нередко значительные и основанные когда-то ранее. Это замечание применяется и к Твери. И так, в летописях Тверь в первый раз упоминается в 1209 г., но без сомнения она существовала ранее. На этом основании Татищев не ошибочно упоминает Тверь под 1208 г., по тому поводу, что чрез этот город прошел в Москву с Новгородцами Константин Всеволодович, чтобы, соединясь в ней с отцом, помочь ему в его Рязанском походе. А потому (не производя Тверь от тверди) можно согласиться с Татищевым, что Всеволод Юрьевич еще в 1181 г. велел на устье р. Тверцы построить укрепление или твердь для защиты от Новгородских нападений. Для Суздальских князей очень важно было иметь укрепленный пункт на таком важном месте, как слияние pp. Тверцы и Волги. И очень вероятно, что тамошнее укрепление в 1181 г. было не вновь построено, а исправлено прежде существовавшее. На это можно возразить, что в 1181 г. не упоминается город Тверь, а говорится, что войска соединились на устье р. Тверцы, а не у города Твери; но у Татищева говорится, что Всеволод велел построить укрепление на р. Тверце уже после похода своих противников от р. Тверцы к р. Влене, и кроме того в Воскр. лет. Говорится, что войска снялись на Волге у Твери. Отсюда Суздальские князья удобно могли во всякое время угрожать Новгороду и Торжку и здесь перехватывать Новгородских купцов с их товарами. Вместе с тем из описания событий 1181 — 1209гг. видно, что Тверь составляла пограничный город между Новгородскими и Суздальскими владениями. Беляев, полагает, что Тверь основана не Суздальскими, а Новгородцами, и относит ее основание к очень раннему времени. Он говорит, что Новгородцы из Торжка проникнувши р. Тверью в Волгу заселили при ее верховьях новую колонию Тверь, потом — прибавляет Беляев — может быть Углече-поле, далее Мологу, Кострому, Ростов, Суздаль. Действительно, странно, как Новгородцы могли оставить без внимания такой важный пункт, как слияние р. Тверцы (на которой у них был построен Торжок) и р. Волги, тогда как они обыкновенно строили города на путях сообщения при больших реках и озерах. Не имея точных фактических указаний на существование Твери ранее XIII в. можно с большею или меньшею вероятностью делать некоторые предположения. Вероятно, Новгородцами было основано поселение при устье Тверцы, которое от имени реки и получило свое "название; это поселение, вследствие своего выгодного в торговом отношении положения, стало богатеть (подобно Торжку, разбогатевшему по той же причине). Но поселение это не было укреплено, потому что не было в том надобности, и летописи умалчивали о нем, потому что о нем, не приходилось говорить по поводу каких либо событий. Позднее, когда Суздальские князья, владевшие верхневолжским краем, ведут борьбу с Новгородом и у них происходят враждебные столкновения с ним на Волге, то они сочли за лучшее укрепить Тверь, как пункт для защиты - Приволжского края и вместе с тем, как опорный пункт в своих действиях против Новгорода. Тогда и летописи начинают о ней упоминать. Едва ли этот город, т. е. Тверь, был укреплен Юрием Долгоруким, как это можно бы предполагать на том основании, что он построил один из приволжских городов, именно Кснятин, потому что в противном случае Новгородцы не могли бы соединиться в 1181 г. со Святославом Черниговским на устье Тверцы и отсюда начать опустошение Волги. Они должны были бы взять сперва Тверь, о чем — по всей вероятности — было бы замечено летописцем. Вернее, что этот город был укреплен не Юрием Долгоруким, а сыном его, Всеволодом III. Впрочем нужно заметить, что в одной грамоте начала XII в., именно в уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславича, данной церкви Св. Иоанна Предтечи на Опоках, писанной около 1134—1135 г., уже встречается название Тверской гость. Грамота эта напечатана по двум спискам: первый писан в конце XVI в. или в начале XVII в., а второй в XVII в В первом списке встречается такое выражение: «и яз к. в. Всеволод дал есми пошлины попом Св. Великого Ивана Петрятино дворище с купец в Руси, на память князем великым дедом моим и прадедом, имати с купец тая старина и в векы: с Тверского гостя, и с Новгородцкого, и с Бежицкого, и с Деревьского, и с всего Помостья.» Второй список этой грамоты отличается некоторыми отменами от первого и в нем, т. е. во втором списке, не находится этого только что приведенного выражения. Но если это выражение не есть ошибка, или прибавка, или искажение позднейшего времени, то в таком случае это выражение указывает на то, что уже около 1134—1135 г. существовала Тверь (след. в то же время, когда был построен Юрием Долгоруким город Кснятин), что может быть и тогда весь окрестный край назывался Тверским и что Тверь в то время принадлежала Новгороду. Все это очень возможно, но историческая критика не дозволяет принимать этого выражения за несомненно верное.

Страницы: 1 2 3 4 5

Популярные материалы:

Заповедные зоны
Заповедники— это особо охраняемые территории, являющиеся природоохранными и научно-исследовательскими организациями, учреждаемыми постановлением Правительства с согласия субъекта, в пределах которого они расположены. Они имеют высший стат ...

Старобазарная площадь
В начале XIX века Старобазарная площадь с новым Воскресенским собором и гостиным двором является главным общественно-торговым центром города. Улица, начинавшаяся от Воскресенского собора, называлась Большой, позднее Воскресенской. В 1921 ...

Этническое самосознание
1. Чем отличается понятие этнического самосознания от понятия этничности или этнической идентичности? С конца 1980-х – начала 1990-х гг. с привычными для российского этнографа терминами «этнос» и «этническое самосознание» начинают активн ...