Истоки этностатусных конфликтов

Страница 2

.

Он определяет многосоставное общество, как общество разделенное «сегментарными различиями», религиозной, идеологической, языковой, региональной, культурной или этнической природы. В обществе этого типа «политические партии, группы интересов, средства коммуникации, школы, добровольные объединения имеют тенденцию к организации по линиям, повторяющим контуры существующих внутри общества границ. Группы населения, выделяемые на основе указанных различий, будут именоваться сегментами многосоставного общества».

Для обществ, сегментированных по различным значимым культурным характеристикам, утверждение демократических режимов является проблематично, поскольку демократия как власть большинства предполагает высокий уровень культурной гомогенности общества.

Однако, изучая политическое устройство многосоставных обществ методом компаративного анализа, А.Лейпхарт выделил условия, необходимые для установления демократического политического режима, преодолевающего социокультурную сегментированность. К ним относятся:

· «отсутствие такого сегмента, который представлял бы собой абсолютное большинство;

· отсутствие значимого социально-экономического неравенства между сегментами;

· примерно одинаковые размеры сегментов (численность групп), что позволяет обеспечить равновесие сил между ними;

· ограниченность числа групп, дабы переговоры между ними не превратились в слишком сложный процесс;

· относительно небольшой размер страны, что упрощает процесс принятия решений; наличие внешней опасности, способствующей усилению внутреннего единства;

· наличие общих, единых для всех сегментов общества ориентаций, смягчающих ориентации отдельных его сегментов;

· компактное проживание групп населения, составляющих сегменты, что позволяет при необходимости прибегать к федерализму, как к форме обеспечения их автономии;

· наличие исторических традиций достижения компромисса и согласия.

В этих условий преодоление этностатусных конфликтов возможно по модели демократического режима сообщественного типа (или согласительной демократии, как ее охарактеризовал Э.Кисриев). Ее формирование предполагает наличие следующих предпосылок:

1) большой коалиции (политические лидеры всех значительных сегментов многосоставного общества сотрудничают в управлении страной);

2) взаимного вето (право меньшинства накладывать вето на решения, принятые большинством и затрагивающие жизненные интересы меньшинства);

3) принципа пропорциональности (пропорциональное распределение постов в системе государственной службы между представителями различных сегментов);

4) автономии сегментов (т.е. самоуправление меньшинств в сфере своих исключительных интересов).

Страницы: 1 2 

Популярные материалы:

Благотворительная деятельность Дмитрия Васильевича Сироткина
Дмитрий Васильевич Сироткин происходил из старообрядческой семьи. Жизнь этого человека ярко иллюстрирует мысль, что костяком как московского, так и нижегородского купечества оказались выходцы из старообрядческих семей, где и воспитание бы ...

Духовное управление мусульман Крыма
Первое ДУМ в Крыму было образовано при царе Александре I в 1788 г. (Таврическое ДУМ, с центром в Симферополе). В 1920-х гг. ДУМ был ликвидирован (в 1924 было создано Крымское центральное мусульманское народное управление религиозными дела ...

Народные художественные традиции празднования Пасхи
Пасха как важнейший православный праздник. Определение его даты по «Пасхалиям». Ветхозаветный и новозаветный смыслы Пасхи. Библейское сказание о воскресении Христа. Художественные элементы пасхальных народных гуляний, игр, развлечений. Па ...