Комплекс белорусского мужского национального костюма

Материалы » Белорусский национальный костюм » Комплекс белорусского мужского национального костюма

Страница 2

Исследователи выделяют три вида пуговиц: кляпики, плоско-выпуклые и шаровидные. Пуговицы двух первых типов делались из кости или дерева, а третьего типа – отливались или штамповались из металла.

Рукава чаще всего были прямыми, неширокими и на манжетах. Карманы на рубахах отсутствовали, их заменял поясной карман, который крепился к поясу.

Следующей составной частью мужского традиционного костюма являются штаны или ноговицы (портки), которые являлись поясной одеждой. Их шили из однотонного или пестрядевого льняного полотна, из посконной или полусуконной ткани, зимние - из темного сукна (суконники). Из фабричных тканей шили только праздничную одежду. В конце XIX – начале XX века были характерны штаны, которые составлялись из двух полок необходимой длины. Каждая полка отдельно перекладывалась на две равные части по основе, снизу сшивалась, а сверху обе полки соединялись с помощью клиньев, которые обычно вставлялись для удобства движения. Формы клиньев и способы их вшивания были довольно разнообразны, но наиболее характерными для белорусов были штаны с ромбовидной или квадратной вставкой, с двумя треугольными клиньями, с одной треугольной вставкой. В тех случаях, когда материал был достаточно широким, штаны шились без вставок. Узкие штанины соединяли в верхней части ромбовидной вставкой, спереди делали прореху. Ноговицы были воротниковые на поясе, который застегивался на колодочку или пуговицу, и безворотниковые на веревочке. Штанины внизу спадали свободно или обертывались онучами и оборами лаптей. Более зажиточные крестьяне поверх льняных ноговиц надевали шелковые. В конце XIX в. полотняные ноговицы стали нижним бельем. Про длину штанов говорить сложно, так как на изображениях они показываются обычно заправленными в обувь или закрытыми онучами, которые часто украшались бронзовыми пронизками[4].

Верхняя одежда

Мужские безрукавки (камизэльки, жилетки, чулейки) шились большей частью из домашнего одноцветного, обычно темного полотна. Шили также и комбинированные, причем передняя часть была из более качественного материала, нежели спинка. Жилетки из овчины носили в холодное время года. Безрукавки в зависимости от кроя делились на два типа: прямые и в талию. В конце XIX – начале XX века преобладали первые. Шитые безрукавки обоих типов были распахнутыми. Спинка сшивалась из двух полочек, а две полочки спереди застегивались на пуговицы. Иногда на спинке сверху пришивали хлястик. Практически во всех жилетках были небольшие кармашки. У белорусов были известны и вязаные на спицах безрукавки, которые составлялись из полочек, сшитых по бокам, однако, они не получили широкого распространения и встречались лишь в северо-восточных регионах[4].

Роль верхней одежды выполняла бравэрка (армяк). Представляла собой длинный однобортный пиджак из овчины, обтянутый грубым домотканым сукном. Передние полочки делали цельными с двумя прорезными и двумя накладными карманами, спинку – с подрезной широкой кокеткой, со швом по ней и хлястиком. Воротник и борта откладные, рукав заужен к низу и часто отделан накладкой с пуговицей. В XIX – начале XX века была распространена среди зажиточных крестьян и мелкой шляхты. Позже подобный элемент одежды под названием «марынарка» бытовал у крестьян Западной Беларуси[2]. Также использовались кожухи из овчины, которые у зажиточных людей сверху обшивались дорогой тканью и украшались вышивкой и аппликациями. Свиты делались шерстяными, часто нераспашными и застегивались на пуговицы – костяные, деревянные, металлические, использовали также и фибулы. Свитка плотно обхватывала талию и расходилась пo бокам двумя клиньями, обшитыми по рубцам черным или цветным шнуром (вусам). Шнурком обшивались также шейный вырез (при отсутствии воротника) или низкий стоячий воротник, правая запахивающаяся пола, а иногда и края рукавов. Женские свитки, кроме того, украшались еще по талии (с боков) небольшими розетками или завитушками из цветных шерстяных ниток. Для северной части Белоруссии характерной верхней одеждой был так называемый насоў, касталан- длинный белый балахон из грубого домотканого полотна с прямой спиной и часто с широким отложным воротником. Насоў носили как летом, так и зимой. В зимнее время касталан обычно надевался на кожух, чтобы уберечь его в лесу, в дороге, на работе. Наплечные покрывала представляли собой кусок ткани размером 60-80х100-130 см, который обычно застегивался фибулой[2].

Мужские головные уборы

В комплексе мужского белорусского костюма важная роль принадлежала головным уборам, разновидностей которых было очень много. Они изготавливались из овечьей шерсти, меха, сукна и соломы, также из войлока и кожи. Мужской головной убор, как ни одна другая часть костюма, отражал социальный статус владельца. Высокие и низкие шапки, целиком меховые или с меховым околышем, встречались у всех сословных групп населения, разница наблюдалась в качестве меха и характере украшений. Украшались бронзовыми спиральными пронизками, бляшечками или маленькими фибулами[4].

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Сяо в семье
Культ предков предполагал почитание как мертвых предков, так и живых родителей. Свидетельства сыновней почтительности обнаруживаются на всем протяжении китайской истории, хотя обозначающий это ношение иероглиф, как ни странно, в древнейши ...

Становление этнологии в Великобритании и США
Становление этнологии в англоязычных странах шло несколько иным путем. Наука о народах там развивалась как составная часть антропологии. Благодаря союзу антропологии с этнологией, этнографические материалы стали разрабатываться естественн ...

Праздники
Троица Библейская легенда повествует о том, что на пятидесятый день после Чристова Воскресения на его учеников – апостолов сошел святой дух. Апостолы заговорили на разных языках, никогда им не учившись. Это было указание Бога-отца нести ...