Комплекс белорусского мужского национального костюма
Традиционным летним головным убором белорусов был брыль. Изготовлялся из житной, реже пшеничной соломы, метлицы, лозы, камыша (плетеные, летние), из шерсти (валяные, войлочные, носились в любое время). Поля у брылей обычно усеченные, шириной около 4-10 см., верх в виде усеченного цилиндра, высота 8-10 см. Соломенные праздничные брыли часто украшались цветной тесьмой и цветами. На Полесье вокруг тульи повязывали узорчатую тесьму шириной 2-3 см., сплетеную из черного конского волоса и суровых ниток. Были широко распространены до начала 20 века, в наши дни изредка встречаются на Полесье. В конце XIX – начале XX века на территории Беларуси наиболее распространенными были мужские шапки, имеющие форму цилиндра с плоским, полусферическим, реже прямоугольным верхом и шапки конусовидной формы.
Типичная шапка из войлока – магерка. Слово «магерка», по мнению исследователей, происходит от венгерского maguar. Оно проникло на территорию Беларуси через Польшу во времена короля Стефана Батория, потому у шляхты подобный головной убор назывался «баторовкой». Магерки могли быть разнообразных цветов: черные серые, коричневые, белые. Делали его обычно сшивая из четырех кусков сукна (войлока), придавали форму колпака или усеченного конуса. Их высота составляла 15-20 см. В XIX веке наиболее качественные магерки выпускали шаповалы в Дрибине (Горецкий район)[4]. Валяные шапки, в отличие от меховых, носили практически круглый год. Как отмечают исследователи, белорус снимал магерку только перед паном или перед сном.
Еще одним распространенным головным убором являлась кучма-шапка, которая изготавливалась из овчины мехом наружу и имела полусферическую форму. В эпоху феодализма «кучма» была популярна и среди шляхты. Подшитая соболями и куницами, она считалась дорогим головным убором.
Белорусы также носили и меховые шапки, обтянутые сверху сукном. Верх в них был круглый и состоял из четырех частей. К нему снизу вокруг пришивался довольно широкий пояс сукна сушами по бокам. Спереди был меховый козырек, пришитый к верху шапки. Такой вид головного убора назывался малахой. Наиболее популярной в зимний период у крестьянства была аблавуха – шапка-ушанка из овчины, заячьего или лисьего меха, покрытая темным сукном. К основе шапки спереди, сзади и по бокам пришивалось четыре «уха». Переднее и заднее завязывались сверху на макушке, два боковых опускались либо подвязывались под подбородком. Со второй половины XIX века на Беларуси распространился мужской летний головной убор с лакированным козырьком – картуз. Шили его из черного сукна с цветным околышем – плотным ободком, облегающим голову.
Обувь
Традиционная белорусская обувь изготавливалась в домашних условиях или сапожниками-ремесленниками. Археологические находки говорят, что сапожное ремесло было развито с XI в. До XX в. белорусы носили лапти, постолы, в городе - кожаные сапоги (боты), шнуровки. самого начала обычной обувью белорусского крестьянина были лапти, - летом их плели из свежих лыка, лозовой коры или пеньки, зимой же эти материалы размачивали в теплой воде. Для прочности подошву лаптей подплетали лозой, лыком, веревочками, подшивали кожей. По технике изготовления делят на два основных типа: прямого и косого плетения. Для белорусов наиболее характерными были лапти с подошвой прямого плетения. Они имели самые разнообразные названия, часто обусловленные внешней формой, способом изготовления и материалом (лозовики, лыки, беспятники, пахрасни и др.) Простейшие из белорусских лаптей - «щербаки»: неглубокие легкие, без головок и запяток. В Полесье носили «зрячие лапти»: с открытым верхом посредине носка. Вместо ушек у них спереди были две лыковые петли и по бокам сплетенные из лыка «заборники», к которым прикреплялись оборы. Их носили летом в доме и во время полевых работ. Беднейшие слои крестьянства носили лапти круглый год, утепляя их с помощью подкладывания соломы внутрь и обматывая ноги полотняными онучами. Лозовики из довольно широких полосок лозы с короткими головками. Но наиболее распространенными на Беларуси были лапти с глубокими носами, которые имели большой передний бок для продевания обор и назывались глухими лаптями или слепаками.
В некоторых местностях (Полесье и смежные поветы Гродненской и минской губерний) были распространены липовые или лозовые лапти.
Лапти прямого плетения всех видов, за исключением щербаков, плели с носка. Процесс изготовления лаптей был быстрым и простым, и за вечер, как правило, можно было сплести несколько пар.
Лапти косого плетения – похлопни – имели глубокие круглые носы, высокие задники и бока. Они являлись исключительно праздничной обувью у крестьян и часто служили по несколько лет. Похлопни было сложнее изготовить, поэтому их обычно делали крестьяне-ремесленники. Такие лапти стоили в 5-10 раз больше, чем обычные. Надевали лапти на онучи, к ноге крепили оборами, которые продевались через ушко лаптя.
Популярные материалы:
Языковая (лингвистическая)
классификация
Среди различных видов классификаций этносов языковая (лингвистическая) классификация является, пожалуй, самой важной, поскольку она дает наиболее конкретное представление об этническом родстве соответствующих народов, об общих истоках про ...
Понт аксинский и понт эвксинский
Давно это было. Так давно, что даже счёт времени шёл в обратную сторону. Жило в Тавриде гордое и миролюбивое племя горцев. Жили тихо и мирно. Ни на кого не нападали, и на них никто не нападал. Возделывали землю и растили детей. Умные руки ...
Социологическая школа
Почти одновременно с зарождением диффузионизма в европейской этнологии сформировалась социологическая школа, оказавшаяся творчески более плодотворной, чем диффузионизм. Если основоположники эволюционизма видели главный предмет этнологии в ...