Пуштунское население Пакистана
В заключение хотелось бы отметить, что участие Исламабада в коалиции, возглавляемой США, позволило ему добиться ряда преимуществ. В их числе экономические выгоды, такие как отмена Вашингтоном санкций, введенных после ядерных испытаний 1998 г., реструктуризация внешних долгов, предоставление новой помощи на сумму около 1 млрд. долл., приток иностранного капитала, улучшение условий сбыта пакистанских товаров на западных рынках и т.п. Все это способно несколько улучшить экономическую конъюнктуру и облегчить материальное положение масс. Вместе с тем трудно предположить, что экстренные меры рамочного характера способны изменить «встроенный механизм» социально-экономической эволюции. Его, в частности, характеризуют продажность и косность чиновничества, слабость и неэффективность государственного и частнокорпоративного секторов, неуклонное расширение сферы незаконного и полулегального бизнеса. Положение Пакистана во многом соответствует формуле «слабое государство – сильное общество», при том, что общество не дополняет и усиливает, а противостоит и подрывает государство.
Изменить ситуацию может, очевидно, рациональная и пользующаяся доверием населения долговременная государственная политика. Определенные условия для этого как будто созданы завершенной осенью 2002 г. трансформацией военно-бюрократического режима в парламентский. Последний однако сохранил некоторые ключевые черты прежнего. Президент П. Мушарраф был избран на пятилетний срок путем проведения недемократического референдума в апреле 2002 г. Введенные им поправки к конституции, в случае если они будут одобрены парламентом, превратят Пакистан в республику президентско-парламентского типа с решающим влиянием армии в государстве и обществе.
Нынешние власти – президент, его администрация и правительство пропрезидентской партии Пакистанская мусульманская лига им. Каид-и-Азама (Великого вождя, имеется в виду «отец-основатель» страны М.А. Джинна) – очевидно, хотят проводить в жизнь программу модернизации и улучшения социального положения масс. Не исключено, однако, что из этих усилий ничего не получится, а вследствие разбалансировки внутриполитической и внешней региональной (афганской в первую очередь) ситуации наступит очередной кризис власти и усиление центробежных тенденций.
Разрушительные для пакистанского государства силы могут тогда дать о себе знать, в том числе, в пуштунском ареале. Хотя маловероятно, чтобы он был в числе главных «возмутителей спокойствия» – на эту роль претендуют Синд и Белуджистан. Однако и среди пуштунов, несмотря на то, что значительная часть их элиты включена в состав общепакистанского правящего класса, найдется немало людей, выступающих с радикальных, ревизующих состояние дел позиций. Идеологической платформой для такой ревизии, скорее всего, станет исламизм. При этом вполне возможно, что речь пойдет не о планах создания идеального исламского государства, или нового национального, типа Пуштунистана, а о программе введения исламских законов (шариата) и лозунгах всемирной уммы, всеобщего мусульманского братства. Пакистан в этом случае законсервируется на стадии полураспада, а пуштунский (пакистано-афганский) ареал превратится в геополитический коридор (проходной двор) между Центральной Азией и бассейном Индийского океана.
исламабад пуштунский националистический
Популярные материалы:
Становление белорусской нации – как
самостоятельного народа в Европе
С развитием феодальных отношений древнерусское государство - Киевская Русь начинает дробиться на самостоятельные в политическом отношении небольшие княжества, что, однако, не порывает их материальных и духовных связей с русскими княжества ...
Жилище и одежда - как отражение специфического быта казаков-первопоселенцев
на тереке
Специфический быт казаков-первопоселенцев на Тереке, условия, в которых проходило заселение края, отразилось и на форме их поселений. Вероятно, на первых порах это были укрепленные поселения-станицы, окруженные частоколом, оборонительными ...
Символика льна в народных песнях
Люди возделывали лен еще в Эгейский период. На территории современной России он известен со 2 тысячелетия до н.э. «Лен 2000 лет до н.э. культивировали славяне из Вологды – при раскопках свайного поселения на р. Модлоне в Вологодской облас ...