Отзывчивость и чувство локтя
Человеческая отзывчивость и чувство локтя всегда были свойственны дагестанцу. Приведу некоторые, заметки из личного архива, которые могут дать об этом представление. Они прямо вытекают из дагестанского намуса.
Первое — это отзывчивость к человеку. Этому с самого рождения горца учили наши адаты, наша вера, наши старшие товарищи и суровая, беспокойная жизнь наших народов. В старые времена в Дагестане прожить в одиночку без поддержки было трудно. Проявлять отзывчивость человеку, к какой бы национальности он не принадлежал, в Дагестане стало традицией. Действие этик традиций часто проявляется в делах и поступках современного поколения людей.
С особой силой долг товарищества и душевная теплота проявляются к человеку, семье, на которых обрушилось несчастье. Раньше, если в сердце горца и отзывалась струна узкого круга родственников, то сейчас весь аул дружно выражает коллективное сочувствие людям, попавшим в беду, быстро оказывает нужную помощь.
Чувство отзывчивости перерастает уже и аульские рамки, охватывает не только людей, знающих друг друга. С особой силой это сказалось сразу же после землетрясения, принесшего много горя ряду аулов Южного Дагестана, Буйнакску, Кумторкале. Не было человека, который так или иначе не откликнулся на это несчастье и не внес свою долю в общее, всенародное дело помощи пострадавшим от землетрясения и восстановления разрушенного.
И второй вопрос — о чувстве коллектива и, товарищеской взаимопомощи. К этому дагестанцев тянул весь исторический уклад жизни.
Вот несколько фактов из моего табасаранского дневника 1965 года.
Колхозники аула Пилиг уборку урожая закончили своевременно. Можно было, казалось, и отдохнуть. Но в соседнем, уже не табасаранском, а кайтагском районе, ауле Пиляги запоздали с ней, Погода портилась, и колхоз мог понести ущерб. Когда это стало известно табасаранцам, они сразу вышли на поля соседнего кайтагского колхоза и помогли убрать урожай.
И так же поступили колхозники аула Никраз. Они помогли убрать колхозный урожай в селении Куярка, лиджинцы пришли на помощь чухнинским колхозникам.
Такая горячая заинтересованность в результатах труда соседей проявляется и среди сельчан Акушинского и Унщукульского Районов. Усишинцы принимали участие в Уборке урожая в с. Бут-ри, Мугинцам в уборке урожая на помощь пришли акушинцы. В один год луткунцы оказались по выполнению сельскохозяи-пшенных работ впереди, а хрюгский колхоз отставал. Тогда луткунский колхоз, раньше справившийся со своими работами, немедленно перебросил всю свою технику и людей на помощь отставшему соседу и сделал так, что и хрюгцы добились хороших производственных показателей. В критические дни затяжной зимы эти же колхозы делились друг с другом кормами для скота.
Чувство коллектива проявляется и во многих других деталях современной жизни наших колхозов. В этом отношении показательно, как активно сельчане выходят на общественные работы, которые нужны всем. Таковы работы по ремонту родников в горах, по приведению в порядок скотопрогонов, по строительству на общественных началах клубов, школ, библиотек. На этих работах каждый старается отличиться в глазах своих товарищей. Это становится делом чести труженика.
Популярные материалы:
Традиции и обычаи
В середине XIX в. еврейские традиции и обряды в Крыму и других губерниях России стали исчезать. Причиной этому послужило движение идеи еврейского просвещения. Молодых стали приобщать к светским знаниям наряду с религиозными. Для самых тал ...
Вечеринки
В тех случаях, когда свадьбу делали долгой, то есть на период от просватовства до свадьбы отводилось несколько дней (богатых заонежан - до двух недель), у невесты и жениха устраивались молодежные вечеринки. Если же со свадьбой торопились, ...
Этническое самосознание
1. Чем отличается понятие этнического самосознания от понятия этничности или этнической идентичности?
С конца 1980-х – начала 1990-х гг. с привычными для российского этнографа терминами «этнос» и «этническое самосознание» начинают активн ...