Моральный идеал в понятии горца
В своей книге «Высокие звезды» Расул Гамзатов хорошо подметил многие нравственные черты горцев: хорошего храброго человека зовут орлом. Родился сын, отец возглашает: у меня родился орел. Дочь возвратится откуда-нибудь быстро, мать говорят: прилетела моя орлица.
Высшая награда для горца — слава. Героизм и отвагу народ запечатлел в своих сказаниях, песнях и преданиях о Хочбаре, Парту Патиме, в эпосе о разгроме, Надир-шаха, в песне о Давди из аула Балхар, в песне об Али-молодце, Об удалом Мусе и других. Близко знавший Дагестан А. Марлинский с восхищением писал о лучших нравственных чертах горцев так: «Слава для горца есть необходимость жизни. Быть известным храбрецом в селении, в долине, в целых горах, т. е. в его мире — это высшая награда его трудов, его желаний». Одним из тех, кто воспевал доблесть, мужество, храбрость и другие высокие моральные качества горцев, был Батырай. Вот отрывок из песни, посвященной храбрецу:
Сколько бы песен я не спел — Только о храбреце пою, Если придет беда, Против ста один пойдет.
В кумыкской героической песне поется:
Да погибнут трусы! Честь батырам! Отрежьте косы женщинам, которые всех выходящих на очар в папахах считают равными между собой. В кумыкском фольклоре можно прочитать: «Красавица, да еще содержащая в порядке свое хозяйство, - гордость дома. Батыр и красавица украшение друг для друга. И пусть дом их будет стоять одиноким и на безводной горе, они и тогда возьмут свою долю». Ни одно чувство у горца не было развито так сильно, как любовь к свободе. Понятно, почему защиту родной земли от иноземных угнетателей жители страны гор рассматривали как священную обязанность. Когда горец собирался в поход, прямо у порога своего дома брал горсточку земли и, насыпав ее в маленький мешочек, вешал его себе на шею.
Родная земля должна сопровождать повсюду. Если бы его убили, товарищи, зарыв его труп, посыпали бы могилу этой землей. Ему бы легко было в ней, и это бы означало, что он похоронен дома.
Предавать забвению эти замечательные черты нравственной основы наших народов было бы преступлением.
Популярные материалы:
Верования и
обряды
Христианизация практически не затронула чукчей. В начале двадцатого века православными числились около 1,5 тыс. чукчей. Была распространена вера в духов. Болезни и бедствия приписывали действию злых духов (келет), охотящихся за человеческ ...
Особенности
Важным обстоятельством, определившим неизменное притяжение к Новгороду нескольких поколений историков и археологов, оказалась прекрасная сохранность в его почве всех без исключения предметов, которые когда-либо попадали в землю. Новгород ...
Танцевальная культура ительменов, коряков, чукчей и юкагиров
Ительмены
Вначале XVIII в. ительмены занимали южную часть полуострова Камчатка. По языковым особенностям они делились на три группы – северную, южную и западную. Северная – самая многочисленная – обитала по р. Камчатке и восточному побер ...