Моральный идеал в понятии горца

Материалы » Кодекс чести дагестанцев » Моральный идеал в понятии горца

Страница 1

У каждого человека есть какие-то постоянные моменты его жизни, оставшиеся неизменными при всех поворотах его переменчивой судьбы. Это некий моральный идеал, не столько общий и естественный, что другие обязывающие моменты (будь то воинский дол службы, нормы религиозной организации и т. п.) выглядят в сравнении с шин частными и второстепенными. Проявление этой стороны горского намуса я приметил в действиях и поступках героя произведения Л.Н. Толстого в повести «Хаджи-Мурат». Этому неотступно следовал Хаджи-Мурат как горец в конфликтах и с русскими и с окружением Шамиля. Это же делало Хаджи-Мурата интересным для Толстого с его тягой к «всечеловеческим» естественным моральным ценностям.

Что же за моральный идеал, следуя которому прославленный горец Хаджи-Мурат готов потерять благополучие, семью, Родину и, наконец; жизнь? Как нам кажется, это представление о неотъемлемом достоинстве личности, которым человек не должен поступиться никогда, которое он обязан защищать любой ценой, (включая жизнь). Иначе, если он отступится от этого, его ждет моральная смерть при жизни, а она хуже физической. Дабы сохранить это достоинство, человек должен неотступно следовать нормам весьма определенным. Они, как и само представление о моральном идеале, выработаны положениями горцев. Это своеобразный момент традиционной психологии. Получается, что личность есть ценность временных, определяемых моментом и стечением обстоятельств. Личность не может быть средством их достижения, в противном случае она сознательно выбирает гибель (т. е. жертвует собой ради сохранения своего достоинства, своей воли). Говоря современными терминами, это своеобразный горский персонализм.

Но здесь нужно заметить, что он не имеет ничего общего с индивидуализмом печоринского типа. Нормами его являются не индивидуальные (произвольные), представления субъекта, умирающие вместе с ним, а традиционные нормы, выработанные целыми поколениями народа и сохраняемые им как моральный ориентир. В этом кроется секрет популярности Хаджи-Мурата, отраженный в историческом фольклоре. Казалось бы, вражда с признанным героем и вождем горцев должна была бы очернить Хаджи-Мурата. Между тем видим обратное. Он признанный герой 'исторических песен, не уступающий в популярности песням об удачливых молодых предводителях набегов. Он становится выше их. А с народной оценкой следует считаться. Тем более интересно ее совпадение с оценкой классика мировой литературы Л.Н. Толстого (к тому же представителя другого народа). Может ли это быть случайным? Не вернее ли предположить, что такое совладение идеала достоинства личности с народной моралью (без сползания к полному индивидуализму — недозволенности сильного) должно было заинтересовать писателя и мыслителя?

И вот здесь мы сталкиваемся с важным моментом, который в наши дни приобретает необходимую актуальность, что оправдывает его разработку именно в киноискусстве, в современных средствах массовой информации. Сейчас много рассуждают и в литературе, и в публицистике о трагедии идеала (морального» и общественного), который может быть использован для прикрытия самых неблаговидных дел — в пример приводят и христианство, начавшееся проповедью человеколюбия, а кончившее инквизицией: ссылаются и на французскую революцию, начавшуюся с лозунга «свобода, равенство и братство», но пришедшую к бессмысленному террору и личной диктатуре, вспоминают и другие исторические примеры. При этом те, кто об этом пишет, часто ставят вопрос о поисках какого-то «противоядия», которое не дает превратить идеал в инструмент угнетения. С этой стороны история Хаджи-Мурата вызывает самый современный интерес. Герой готов жертвовать (и не однократно жертвует) всем, рад» общественных интересов, но при этом ни за что не поступится личным достоинством, не допустит, чтобы им жертвовали по своему усмотрению другие, не согласится никогда на роль чьего-то орудия, на отказ ради чего бы то ни было — присяги, веры, благ, от собственной сознательной воли. Такие личности никогда не переводились в Дагестане. Это те прирожденные горцы, которые руководствуются в своей жизни общими идеалами личного достоинства. Может быть, в их поступках и делах и есть какая-то страховка от антигуманистического перерождения идеалов?

Нравственный идеал горца большое значение придает воспитанию в юноше мужества, благородства, правдивости, храбрости.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Героический эпос бурят
С древних времен буряты обладали богатым наследием устной поэзии, которая выражая чаяния и ожидания людей, сопутствовала жизни народа на протяжении всей его истории. Оригинальны и неповторимы по своему содержанию и форме мифы, легенды и п ...

Возникновение и развитие казачьих поселений на тереке
О происхождении первых казачьих поселений на Тереке не утихают споры, однако, существует несколько основных точек зрения на этот вопрос. В. А. Потто, И. Д. Попко, М. А. Караулов считают, что первыми поселенцами на Тереке были новгородски ...

Генезис происхождения
При изучении генезиса вепсского происхождения, возникают проблемы, потому как существует мало источников информации о ранних поселениях, которые жили на вепсской земле и также о их линиях связей с Вепсами. Зная о принадлежности вепсского ...