Приветствия и обращения горцев
Как горец в старину отправлялся в дорогу
Если он пеший, то он брал с собой сумку с пищей, приправой и прочими необходимыми вещами, в руки брал палку. если он был крепко верующим, в руках у него бывали и четки. Привалы, как правило, он устраивал у родников или на берегу раки. Извлеченную из сумки еду запивал водой. Если наступало время для намаза, он здесь же совершая омовение, затем продолжая путь.
Встречного в дороге приветствовал. Если встречный оказывался другом или родственником путника, то они друг другу пожимали руки, иногда обнимались, но без поцелуев. После этого они спрашивали друг друга о здоровье, о семье, о хозяйстве и о. других новостях, после чего расходились, следуя своим путем.
Бели горец ехал верхом на лошади, то он брал с собой хурджины, наполненные едой, приправой и другими необходимыми вещами: хурджины привязывались позади седла. К седлу прикреплялись 'бурка и 'башлык. Брали с собой подковы, гвозди я принадлежности для ковки. При встрече с путником горец, согласно обычаю, должен был его приветствовать. Если же это был знакомый или родственник, то путешественник слезал с лошади и, делая все, что полагается пешему.
Приветствия по случаю счастливого возвращения в аул
Традиционным считалось в Дагестане приходить приветствовать возвратившегося из дальней поездки сельчанина. Приходили ближайшие соседи, родственники, просто сельчане. В таких случаях после приветственного слова с благополучным возвращением происходила недолгая беседа, где иногда бывали и угощения. Каждый при уходе из сакли обязательно говорил: «Куда бы ни поехал.— да возвратишься ты целым и здоровым». Если же прощаются женщины, то к этому прибавляли еще: «Да исполнятся желания твоей души». Этот обычай в наше время широко применялся по отношению к тем юношам, которые возвращались со службы в Советской Армии и учебы.
Как видим, в старом написанном горском приветствии все продумано, оправдано, все исходит из моральных устоев общечеловеческого общения.
На первый взгляд может показаться в том, что люди приветствуют друг друга, нет ничего особенного. Но это не так. Здесь речь идет о высокой нравственности человека, его отношении к окружающей среде, близким и дальним друзьям.
Если углубиться в суть вопроса, я бы сказал, что исторически эта проблема социальная, сыгравшая немаловажную роль в политической жизни Дагестана. В старые времена люди жили потухумно. В зависимости от того, здороваются или не здороваются между собою люди разных тухумов, определялись мирные или немирные их взаимоотношения. Наконец, и борьба с обычаем кровной мести связана с нормальным общением людей, с уважением друг друга, с приветствиями. Не случайно в аулах в старину старались не упускать из виду кровников, не допускать новой вспышки вражды между ними. По обычаю, виновный должен был первым приветствовать пострадавшего. В этом окружающие видели признак примирения, которого ждал весь аул.
Думаю, что приветствия и добрые пожелания, которыми обмениваются дагестанцы между собой и с приезжими, издавна принадлежали именно к простым и необходимым каждому человеку законам нравственности и справедливости.
Размещено на Allbest.ru
Популярные материалы:
Гатчина
Гатчина - один из самых таинственных пригородов Петербурга. Окруженный рвом гатчинский дворец скорее похож на средневековый замок с башнями, тайными лестницами и подземным ходом. Его окружает изрезанный водными лабиринтами парк. В этом дв ...
Песенная традиция терских казаков в Дагестане
В Дагестане в силу многих объективных причин сложилась неоднородная многослойная фольклорная культура, которая представляет собой «мозайку» локальных традиций. Среди них, наиболее крупные и яркие фольклорные традиции, которые определяют л ...
Медицинские услуги
Сегодня медицинскую помощь населению района и города оказывают центральная районная больница, куда входят 12 стационарных отделений и амбулаторная поликлиника, а также женская консультация, детская поликлиника, стоматологическая поликлини ...