Основание Санкт-Петербурга
В конце ХУШ века большой интерес для архитекторов приобретает возведение общественных сооружений. Дворцы становятся более уместными в пригородах. Тем не менее крупнейшие архитекторы того времени отдали дань этому типу сооружений и в городской черте. Однако им чаще приходилось строить не новые здания, а перестраивать уже существующие в соответствии с изменившимся вкусом хозяев. Так, например, на участке, принадлежащем Юсупову, в 1724 г. был построен деревянный дом, обращенный фасадом к реке Фонтанке. В середине ХУШ в. его заменило обширное каменное здание, решенное в стиле барокко. В регулярном саду, простиравшемся до Садовой улицы, были вырыты фигурные пруды, каналы, распланированы партеры и цветники. В 1790-х гг. Д.Кваренги перестроил дворец Юсуповых и создал вместо регулярного сада пейзажный. Он сохранил стены старого дома, но уничтожил детали обработки фасадов. Усадьба полностью изменила свой первоначальный облик и приобрела иной художественный смысл.
Если мы пройдем дальше по Садовой, то вблизи Никольского моста через канал Грибоедова увидим еще одно строение ХУШ века – Никольский рынок. Он был построен в 1788-1789 гг. План рынка обычен для торговых рядов того времени: рыночные корпуса, состоящие из одинаковых по планировке секций, располагались по периметру участка. Они объединялись галереей. На втором этаже находились конторы и склады. Никольский рынок отличается четкой прорисовкой деталей. Открытая аркада опоясывает все здание. Пройдем вдоль Никольского рынка и выйдем на границу Коломны – Крюков канал (бывший Никольский). Здесь, наверное, самое красивое место города, «очень питерское» по сути. Петербург - город мостов, рек и каналов. Здесь, на пресечении двух каналов, у трех мостов , больше всего чувствуется магия нашего города. И, конечно, украшением и доминантой этого места является Никольский (Морской) собор. Здесь крестили моего деда, маму, меня. Он был действующим все годы своего существования, он помнит Пушкина, декабристов, Жуковского, Грибоедова, Блока и других великих сынов и дочерей России .
Проект собора «в два апартамента со сводами» был разработан С.И.Чевакинским. Строительство началось в 1753 году. Окончание постройки относится к середине 1762 года. Двухэтажный собор увенчан пятью широко расставленными куполами. Все выступающие части здания декорированы группами колонн, стоящих на высоких постаментах. В архитектурной обработке фасадов Чевакинский широко использовал декоративную скульптуру.
Чевакинский ввел новый, не применявшийся его современниками мотив, заимствованный из древнерусского зодчества: все выступающие углы здания обработаны тремя колоннами, причем средняя колонна поставлена на самый угол, вопреки архитектурным канонам. Фасады собора богато декорированы. Это головки херувимов среди струящихся облаков, цветы и плавно изогнутые пальмовые листья. Совершенно неожиданно в культовом здании архитектор использовал элементы светской архитектуры; фасады собора, кроме восточного, украшены балконами с коваными узорными решетками .Во внутреннем оформлении нижней и верхней церквей Чевакинский проявил исключительную композиционную изобретательность и мастерство. Интерьеры собора похожи на праздничные дворцовые палаты. Особенно удачна по архитектурному решению полная воздуха и света верхняя церковь. Ее резной иконостас – один из шедевров русского декоративного искусства. Стоящая отдельно от собора на берегу канала четырехъярусная колокольня по красоте силуэта – одно из наиболее совершенных силуэтов этого рода в русском зодчестве ХУШ века. Три нижних яруса колокольни декорированы колоннами. Верхний же ярус колокольни играет роль барабана, увенчанного небольшим куполом и тонким изящным шпилем. В композиции колокольни зодчий использовал характерный для архитектуры барокко мотив: вогнутые поверхности стен нижних ярусов противопоставлены двум круглым в плане верхним ярусам.
При сооружении собора Чевакинский показал себя выдающимся градостроителем. Он поставил здание по оси большой проезжей магистрали. Собор замыкает перспективу улицы (ныне улица Глинки) и доминирует в ансамбле городской площади, четко ограниченной набережными двух пересекающихся под прямым углом каналов.
Если пойти мимо Никольского сада к улице Глинки, то попадешь на одну из красивейших площадей Санкт-Петербурга – Театральную. Почти на углу Театральной и ул.Глинки видим на стене мемориальную доску, на которой написано:»Здесь в январе 1820 года на квартире декабриста Федора Глинки состоялось совещание руководителей Союза Благоденствия, на котором впервые в истории русского освободительного движения было принято решение бороться за установление республики». Еще одна памятная надпись находится на доме 8 по Театральной пл., она посвящена тому, что в этом доме бывал А.С.Пушкин, являясь членом литературно-политического кружка «Зеленая лампа». Моя мама родилась в доме 12. Окна ее квартиры выходили прямо на площадь, где главное место занимает здание Мариинского театра, одного из самых красивых театров оперы и балета не только у нас в городе, но и в мире. У здания театра богатая история. Перестройку Михайловского театра, находившегося на месте сегодняшнего театра, осуществил Альберт Катаринович Кавос, помощник Карло Росси, в 50-е годы Х1Х в .Кавос работал в необарочном стиле, характерном для того времени. В 1840-х годах на месте театра было здание цирка. Было решено заменить невзрачное здание цирка капитальным строением, в котором будут соединены функции театра и цирка. В 1849 году состоялось торжественное открытие театра-цирка. Архитектура зрительного зала потрясала роскошью и блеском отделки. Места для зрителей располагались, в соответствии с традицией, полукругом , охватывая почти с трех сторон манеж, который был сделан круглым и там же располагалась сцена.
Популярные материалы:
Благотворительная деятельность Николая Александровича Бугрова
Особой славой благотворителя пользовался нижегородский 1-й гильдии купец Николай Александрович Бугров, самый крупный промышленник и финансист Нижнего Новгорода. Нажитые отцом и дедом капиталы он сохранил и не только значительно приумножил ...
Сравнительная характеристика народных росписей Восточной Сибири и культуры
древних славян, а также воздействие бурятской культуры на искусство семейских
Забайкалья
Значительное влияние на становление поздних крестьянских росписей оказала высокая культура древнерусских и старообрядческих центров, среди которых следует отметить Выголексинское житие на Севере, Стародубье и Ветку – на Западе и керженски ...
Хозяйственная жизнь Ачинского острога
Первыми жителями Ачинского острога 1641 г. были его строители. Среди них были те, которых в Сибири XVII в. называли «литва», имея в виду украинцев, белорусов, литовцев, поляков. Среди первых его «годовалыциков» можно отметить такие явно у ...