Внешний облик
Вепсы принадлежат большой европеоидной расе, в которой подразделяются на восточнобалтийский антропологический тип беломоро-балтийской расы, с примесью уральской, в свидетельство этому у вепсов выделяют небольшой монголоидный налёт. Вепсы имеют небольшой рост, средний размер головы и лица, немного уплощенного, округлую мозговую коробку, низкое среднее по ширине лицо, низкий лоб, расширенную нижнюю челюсть, выступающие скулы, пониженное переносье при хорошо выступающем носе, с вогнутыми спинками, небольшой приподнятый кончик и основание носа, а также им свойственны небольшой рост бровей и бороды. Вепсам характерны светлые прямые волосы, светлые, немного зауженные с небольшой складкой верхнего века глаза.
По антропологическим свойствам можно выявить, что наиболее тесно общались между собой Прионежские и Белозерские вепсы. Ещё больше о этой народности можно узнать, изучая материальную и духовную культуру этноса, а именно их внешнюю особенность – одежду. Однако о самом древнем одеянии Веси известно не так уж много, например первые упоминания об особенностях обличения веси, относящиеся к 10-13 веку, можно найти только в археологическом свете и в письменном виде из рассказов иностранцев, приплывавших на землю Веси для торговых и научных целей, но, как правило, они уделяли внимание в большей степени на ткани и украшения.
Так, например, в сообщении Абу Хамида ал-Гарнати говорится о том, что для изготовления зимней одежды Вису (Весь) использовали мех домашних и диких животных: «А на некоторых из них бывают шубы из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров повернут наружу…».
В основном для изготовления одежды Вепсы использовали лен, коноплю и овечью шкуру. Материал изготавливали в домашних условиях на ткатском станке и использовали только два способа плетения: полотняное и саржевое. Пояса, тесьму, ленты плели на вилочке или же ткали на дощечке.
Во время изучения курганных могильников А.М. Леневским были сделаны некоторые выводы о древневепсской одежде: «Верхняя одежда мужчин и женщин шилась из сукна, обычно бурого цвета. Но бывали сукна и красноватого тона, возможно, это результат окраски сукна из белой шерсти. Женщины опоясывались плетёными поясками… Применялось также белое, очень тонкое полотно». Из упоминания об известном торговом пути «из Варяг в Греки» было известно, что некоторая Весь использует шелк, этому есть подтверждение из изучения могильников, в которых исследователи находили лоскуты сиреневого шёлка с золотой вышивкой.
Теперь становится известно, что среди женщин средневековой Веси и вплоть до 19 века господствовал поясной комплекс одежды, этому находится доказательство из раскопок могильника Гайгово на Ояти. Обнаруженные фрагменты шерстяных тканей были расположены ниже пояса и представляли собой частицы поясной одежды. Наряду с этим также была распространена накидка – плащ, это доказывают найденные в могильниках многочисленные парные фибулы, металлические застежки, выступающие в роли укрепления и украшения.
Украшения вепсянки носили на груди, поясе и руках, которые были как местного так и иноземного происхождения. Из истории известно, что мода, начиная с средневековья, очень быстро менялась. Так, например, в 10 веке обязательным элементом женского облика были железные, бронзовые или стеклянные гривны из Финляндии и Прибалтики, бусы из сердоликовых, стеклянных и пастовых глазчатых бусин, массивнее бронзовые браслеты и парные фибулы, украшенные подвесками-уточками, бубенчиками и ножами в ножнах. Уже в 11 веке увеличивалось число украшений, выполняющих утилитарные функции: копоушки, или по-другому уховертки, кресала для высекания огня, ключи-амулеты. Особое положение занимали шумящие подвески в виде птиц и животных, отгоняющих злых духов. В 12 веке под влиянием славян в Веси приходит новое украшение для головы – бронзовые и серебряные височные кольца. В 13 веке многочисленные украшения сменяются шумящими изделиями конической формы: привески, браслеты, бусы с припаянными кружочками и височные кольца. В целом, по мнению исследователей, женщины средневековья использовали меньше украшений, чем прежде.
У мужчин главным элементом был кожаный пояс, украшенный железными или медными пряжками, концы которого оформлялись кольцом и пряжкой. На поясе, именно с правой стороны, носили ножы. Ворот мужских рубах закрепляли с помощью застёжек со спирально скрученными концами.
С течением времени, а именно в конце18 века на вепсский костюм оказала влияние русская национальность и городская близость, и поэтому в основном костюмы сохранили только свою повозрастную окраску, украшения и головные уборы. Теперь можно рассмотреть каждый костюм по отдельности.
Популярные материалы:
Этнические и сословные характеристики Южнороссийского
казачества
В научной литературе, беллетристике, в официальных документах мы сталкиваемся с терминологическим многообразием определения статуса казачества: субэтнос (Л.Н. Гумилев, А.И. Агафонов, Р.А. Агеева, В.Н. Сергеев и др.) этнографическая группа ...
Свадебный день
В доме невесты заранее начинали приготовления к приему гостей. Старались делать это как можно лучше, насколько позволяли возможности семьи. Ещё накануне свадебного дня готовили помещение. Полы отмывали добела вениками-голиками с мелким гр ...
Танцевальная культура эскимосов
Эскимосы – самые северные обитатели Земли. Их редкие и малочисленные ныне поселения узкой полосой растянулись от берингоморского побережья Чукотского полуострова вдоль прибрежной полосы Аляски и прилегающих к ней островов, по побережью и ...