Религия и верования

Материалы » Удивительный мир вепсов » Религия и верования

Страница 2

Различные виды огня (костры, горящая лучина, свеча) и дым, которым приписывались очистительные, целительные, обережные или восстанавливающие свойства, широко использовались в вепсских ритуалах, проходили с особенными церемониями.

Для прекращения пожара духам – хозяевам огня (лямоин ижанд) бросали в огонь в качестве жертвы яйцо и обращались к ним с просьбой остановить разбушевавшуюся стихию. Культ огня у вепсов выражался также в почитании духа домашнего очага – пячинрахкой. О нём сохранились лишь фрагментарные сведения. Во время свадеб ему жертвовали горшок с кашей, который ставили на шесток печи.

4. Домашние духи.

В целом домашние духи были более благожелательными к людям, чем природные. У вепсов бытовали представления о мифологических существах, населяющих дом и хозяйственные постройки. Прежде всего, это был «хозяин избы» - пертинижанд, живший в ней с женой и детьми. Домовой был покровителем семьи. Вепсский домовой был главным в обрядах новоселья. У него просили разрешения поселиться в новом доме, его просили перейти вместе с людьми на новое местожительство и даже совершали ритуал: переносили в горшке с горящими углями или в лапте.

Животноводство оказало влияние на развитие у вепсов верований и ритуалов, связанных с духами хлева. Хозяин хлева назывался хлевник, Дух «хозяина риги» (ригенижанд). К домашним духам относился и «хозяин бани» (кёлбетижанд). Сохранились воспоминания о формах почитания этого духа. Перед мытьём в бане просили у него на это разрешения. По окончании банной процедуры полагалось поблагодарить хозяев.

Теперь видно, что наряду с христианскими обычаями, долгое время сохранялись те поверия, которые были приняты, может быть, ещё у веси, вепсы их чтили и оберегали, от новопринытых православных традиций, это хорошо прослеживается в двоеверии.

Страницы: 1 2 

Популярные материалы:

Танцевальная культура ительменов, коряков, чукчей и юкагиров
Ительмены Вначале XVIII в. ительмены занимали южную часть полуострова Камчатка. По языковым особенностям они делились на три группы – северную, южную и западную. Северная – самая многочисленная – обитала по р. Камчатке и восточному побер ...

Песни терских казаков как этнографический источник в работах кавказоведа С.А. Чекменева
Песни терских казаков опубликованные в дореволюционный период Д.Борисовым, Ф.Гребенцом, А.Баскаковым и др. (СМОМПК, ЗТОЛКС) недостаточно востребованы как этнографический источник. А между тем в них содержится ценный материал о многих стор ...

Кичкообразные женские головные уборы. их знаково-функциональное и символическое содержание
Кичкообразный головной убор с «сорокой» был общерусским национальным, хотя имел в разных районах свои особенности. Он состоит из многих частей: «кичка» или «роги» - твердая основа, собственно «сорока», покрывающая «роги». Полагают, что го ...