История Калининградской области

Материалы » Наш край: Калининградская область » История Калининградской области

Страница 10

Архитектура

Как и все ворота Кёнигсберга, Фридландские ворота были выстроены в стиле неоготики. Имя автора проекта неизвестно, иногда авторство приписывается Штюлеру.

Фасад ворот со стороны города разделён на пятью контрфорсами на шесть частей. Контрфорсы завершаются остроконечными двухскатными декоративными башенками, которые выступают над декоративным парапетом с зубцами. Все внешние отверстия ворот (проезды, окна, двери) выполнены в виде стрельчатых арок и украшены перспективными порталами.

Две центральные части ворот заняты проездами. Размеры проездов — 4,39 м в ширину и 4,24 м в высоту. Части по краям заняты казематами.

Поверхность фасада ворот украшена как бы сеткой, представляющей собой ромбический орнамент. «Нити» этой сетки выложены из кирпичей другого цвета.

Фасад ворот был украшен статуей великого комтура Фридриха фон Цоллерна, которая не сохранилась (исчезла после войны). Другая статуя, изображавшая великого магистра Зигфрида фон Фойхтвангена, расположена на внешней стороне ворот. Эта статуя сохранилась, но у неё отбита голова. С внешней стороны ворот расположена кордегардия.

Музей

Музей во Фридландских воротах основал Александр Георгиевич Новик (1956—2001). Первоначально музей был фактически частным и не имел официального статуса. Только в 2002 году музей был официально создан приказом директора Южного парка. Формально музей открылся 22 октября 2002 года.

Основа экспозиции музея — предметы, найденные во время работ по очистке парка и его водоёмов. В музее можно увидеть старинные бутылки, посуду, предметы быта, тележные и каретные колёса и т. д. Другая экспозиция рассказывает о фортификационных сооружениях Кёнигсберга.

В 2007 году музей занял второе место на четвёртом всероссийском конкурсе «меняющийся музей в меняющемся мире». В этом конкурсе принимало участие четыреста музеев, Фридландские ворота уступили только Третьяковской галерее. Призовые деньги будут использованы для модернизации музея.

Несохранившиеся городские ворота Калининграда

Кроме семи городских ворот, сохранившихся до сих пор, в Кёнигсберге были и другие ворота, ныне утраченные.

Трагхаймские ворота

Трагхаймские ворота располагались в районе нынешней площади Победы. Они были снесены в 1910 году, после того, как оборонительные сооружения второго обвода устарели, утратили оборонную значимость и были проданы городу военным ведомством.

Штайндаммские ворота

Также как и Трагхаймские, эти ворота располагались в районе нынешней площади Победы. Они были снесены в 1912 году.

Холлэндербаумские

Эти ворота находились в районе перекрёстка нынешних улицы Генерала Буткова и набережной Маршала Багрямяна, рядом с двухъярусным мостом через Преголю. Ворота получили название по району, в котором они были расположены (Холлэндербаум, «голландское дерево»). Рядом находилась железнодорожная станция с таким же названием. Ворота были снесены в начале XX века.

Города-курорты Калининградской области

Светлогорск - Обратившись к истории Светлогорска (бывшего Ра́ушена, нем. Rauschen), необходимо начать не с немецкого, а с прусского (языческого) периода этой земли. Поселение, получившее впоследствии имя Раушен, а ещё позднее — Светлогорск, располагалось на северной оконечности Самбийского полуострова (Земланда). Название «Земланд» впервые упоминается в 1073 году как «земля, которую населяют пруссы»; при этом сами пруссы называли себя другим именем — «сембы». Первое упоминание языческого поселения на месте Раушена происходит в 1258 году, тогда это поселение пруссов именовалось Рузе-Мотер, что в переводе со старо-прусского означает «погребное место» («край погребов»). Располагался Рузе-Мотер на берегу нынешнего озера Тихое, отделённого от моря высокой береговой дюной; жители его занимались рыбной ловлей и охотой. Пришедшие сюда в XIII веке рыцари Немецкого (Тевтонского) Ордена сначала называли посёлок «Рауше-мотер», а с XIV века, по созвучию с неопределённой формой немецкого глагола «раушен» (шуметь, шелестеть) — Раушен. Орденские братья задали жизни посёлка новое направление: они перегородили ручей Катценбах, впадающий в озеро, и установили на ручье мельницу. С этих пор озеро стало называться Мюлен-тайх (Мельничный пруд), а мельничное дело стало основным для жителей посёлка. В орденские времена это была самая крупная мельница на Замланде.

Около двух столетий назад произошёл ещё один поворот в развитии посёлка, теперь уже как курортного местечка. В самом начале 19 века в Европе путешествия и отдых с купаньем в море сделались модными, и эти места стали посещать отдыхающие, здесь стали останавливаться путешественники. Так как доступ к морю был затруднён песчаной дюной, то местом проживания и отдыха были живописные уголки озера. Возле мельницы открылся трактир, появились новые дома. В Раушене стали строиться уютные виллы и пансионаты, и вскоре подводы с мешками зерна стали теряться среди экипажей с курортникам, баулами и жёнами в воздушных шляпках. Официально Раушен как курорт был открыт 24 июня 1820 года. Реальным же толчком, вызвавшем к жизни Раушен в качестве курорта национального значения, было посещение Раушена в 1840 году, после своей коронации, королём Фридрихом-Вильгельмом IV. Здешние места очаровали его своей романтичностью. По велению короля начали усиленно озеленять береговую дюну, сооружать удобные спуски к морю, укреплять морскую набережную. Однако, несмотря на придание официального статуса и внимание коронованной особы, обустройство курорта большею частью оставалось инициативой частных лиц. Может быть поэтому до начала 20 столетия Раушен оставался тихим и немноголюдным местечком.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12

Популярные материалы:

Исторический обзор
Земли по берегам Северной Двины (т.н. Подвинье) были открыты в начале нашего тысячелетия викингами. Английские и норманнские корабли приходили в устье Северной Двины за пушниной и рыбой вплоть до ХIII века, когда из-за общего похолодани ...

Художественные музеи
1. Музей Лувра Лувр не только располагается в крупнейшем дворце Франции, но и относится по богатству коллекций к числу ведущих музеев мира — музеев-гигантов. Идея сделать королевские коллекции доступными для всеобщего обозрения родилась ...

Танцевальная культура Мордвы
Заимствуя некоторые характерные особенности национальной пластики соседних народов, мордовский народ тем не менее оставался верен своим строгим манерам: сдержанная, твёрдая, определенная поступь в танце; движение рук, принимающих три или ...