Традиционный мужской костюм

Материалы » Молдавский национальный костюм » Традиционный мужской костюм

Страница 1

а) мужские рубахи

Мужская одежда, в отличие от женской, была менее разнообразной и красочной. Это была рубаха из хлопкового или льняного домотканого полотна. Её носили на выпуск, поверх штанов, и повязывали одним или несколькими поясами – один поверх другого. Мужские рубахи были различных типов: туникообразные; с плечевыми вставками; на кокетке или с юбкой. Туникообразный покрой рубахи (косоворотка) - самый древний. Доставшаяся нам, от русских и украинских поселений проживающих на территории Молдовы. В настоящее время такую рубаху можно встретить только в некоторых селах севера Молдовы, где их название, указывает на их древность, - “cămeă bătrînească”. В селах некоторых районов (Дондюшанского, Вулканештского, Оргеевского, Рыбницкого) носили косоворотку с разрезом на груди с левой стороны. Такую рубаху, не носили навыпуск, а заправляли в штаны. Покрой рубахи был одинаков – к центральному полотнищу пришивали боковые прямоугольные вставки. Рукав прямого покроя сочетался с ромбовидной ластовицей “pavă”. Ворот, вырезной круглой формы. Позднее появился невысокий стоячий воротник. Длина рубахи и ширина рукавовразличались от местных традиций. В некоторых селах распространены были длиннополые широкорукавные рубахи, характерные для жителей горных районов. Для жителей равнины – короткие рубахи с узкими рукавами. Рубаха с плечевыми вставками, пришитыми по утку, распространена в молдавских селах южного Припрутья и в некоторых центральных и северных районах. Вставки имели два названия: “platcă” – в Леовском и Резинском районах и “petic” – В Рышканском, Вулканештском и Оргеевском районах.

Рубаха на кокетке – это распространенный городской покрой, попав в село, прижился там и приобрел характер народной рубахи. В конце XIX – начале XX века – это был самый распространенный покрой мужской рубахи в Молдавии. К кокетке пришивали в сборку переднее и заднее полотнища и рукава. Туникообразного покроя рубаха с юбкой, “cămeșă cu fustă”, состоящая из короткой до пояса рубахи и юбки до колен, которую носили на резинке. Место соединения рубахи и юбки, перехватывали двумя поясами.

Все рубахи украшались орнаментом или мережкой. Но особо богато украшались – косоворотки. Вышитую одежду носили в основном молодые мужчины. Богато вышивали праздничные и свадебные рубахи. Ткань для них изготавливали техникой саржевого мелкоузорного переплетения. Манжеты украшали тканным орнаментом, а иногда мережкой либо кружевами. Чаще всего делали вышивку на груди (прямоугольный участок) и вдоль разреза. Часто украшали вышивкой манжеты, ворот, полы рубахи. Реже - участки на плечах. Ворот у рубах, во многих случаях, оставался неизменным – это круглый вырезной ворот с прямым разрезом. Позже появлялись разновидности, но наиболее распространенным, был невысокий стоячий воротник с прямым разрезом, скрепляющийся завязками или застегивавшийся на пуговицы. Поле воротника, также украшали орнаментом, но редко.

б) разновидности мужских штанов

Мужские штаны имели несколько вариантов покроя. Они различались местными традициями и местностью. Различались по покрою и качеству материала. Штаны были разных типов: холщовые “izmene”; шерстяные “iari”; зимние шерстяные штаны “bernevici, nădraji, cioareci” и зимние из овечьих шкур “meini”.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Спорт Давлекановского района
В районе по традиции культивируются такие виды спорта, как национальная борьба (куряш), самбо, дзюдо, которые получили массовость под крышей детско-юношеской спортивной школы «Самбо-75». За 30 лет существования спортивная школа «Самбо-75» ...

Развитие городов в 30-е годы
Создание новых городов и развитие социальной сферы Осуществление индустриализации и быстрый рост Промышленного потенциала Кузбасса способствовали появлению на территории региона новых городских центров. В1931 году разрозненные поселки шах ...

Традиционная обрядовая культура мордвы
Вызывает интерес, что обрядность любого народа представляет собой тот слой культуры, который в современных условиях несёт основную этническую нагрузку. Её стержневой основой является устойчивость и традиционность форм. Несмотря на значит ...