Социально-экономические особенности сибирского крестьянства в конце XVIII – XIX вв.
В Западной Сибири конца XVIII – XIX вв. община, и волостная, и деревенская, была поземельной единицей – владела исторически тяготевшим к ней комплексом угодий: полями, лугами, лесами, пастбищами и водами (иногда отдельные виды угодий находились в коллективном пользовании двух общин и более).
Территориальная крестьянская община была представлена в Сибири изучаемого периода двумя формами — сельской и волостной[19]. Термин сельская община употребляется, как известно, в литературе в двояком смысле: в широком, по отношению к типу общины (в отличие от родовой и большесемейной), с синонимами — территориальная, соседская, деревенская; и в узком, по отношению к конкретному виду территориальной общины (в отличие от волостной)[20]. Во избежание путаницы в данной работе мы употребляем в первом смысле (тип) только термин «территориальная». Термином же «сельская» обозначаем такую территориальную общину, которая охватывала одно или несколько селений, составляя часть волостной общины.
В ходе заселения новых территорий два фактора определяла возникновение крестьянских общин: феодальному государству для обеспечения фискальных и административных задач нужны были низовые органы власти, при этом целесообразно было использовать, в частности, крестьянское выборное управление, не требовавшее затрат на его содержание и обеспечивающее поручительство общины за каждого члена; параллельно действовала заинтересованность самих крестьян в создании территориальной общности, вызванная хозяйственными потребностями и спецификой их социального положения.
Применительно к феодальному обществу эти два фактора нельзя отрывать друг от друга. Эта двойственность проявлялась не только в генезисе общины, но, в ее сущности и функциях. Соответственно взаимодействовали две тенденции в процессе выделения той или иной формы территориальной общины в официально признаваемую. Крестьянство стремилось максимально приблизить низовой управленческий орган, решение окладных и судебных вопросов к своей первичной, фактически действовавшей территориальной общине (однодеревенской или состоявшей из немногих заимок и малых деревень), по возможности слиться с нею. Власти предпочитали достаточно крупные территориальные объединения, легче поддававшиеся контролю и учету[21].
Соответственно при полном несовпадении территориальных общностей образовывалась такая иерархия: однодеревенская община входила в сельскую крестьянскую общину, охватывающую несколько близких населенных пунктов; последняя входила в более обширную, административно выделенную, низовую окладную единицу — сельское общество; оно, в свою очередь, было включено в состав волости, которая являлась одновременно и формой территориальной крестьянской общины. В самом простом случае все сводится к двум ступеням: сельская община (охватывает один населенный пункт) и волостная община (включает несколько таких сельских общин)[22].
Вопрос о признании крестьянской общины властями и наделении ее соответствующими административными, фискальными и судебными функциями не решался единообразно. Реально существовавшая сельская община, не имевшая официального признания в качестве органа, распределяющего повинности и контролирующего их исполнение, могла в то же время быть признана государством в другой своей функции — в решении вопроса о приселении новых лиц.
Состав официально зафиксированных общин на 1840 / 41 гг. для некоторых районов Сибири можно проследить по описаниям ревизии государственных имуществ[23].
В Парабельской волости описано двенадцать «сельских мирских обществ», в их числе и простые, и сложные (из нескольких селений) общины. Толмачевское сельское мирское общество — 3 деревни; Ильинское — одно деревенское; Городишинское — 2 деревни; Луговское — 2 деревни; Калинатское, Подъельническое и Алатаевское мирские общества — одно деревенские; Нестеровское — 2 деревни и один выселок, Костыревское — 5 деревень; Чигаринское — 3 деревни; Каргасокское — одноименное село и несколько деревень; Парабельское мирское общество включало, кроме волостного села, еще одно село и три деревни[24].
Популярные материалы:
Культура Индии
Культура Индии была сложена из различных эпох истории, обычаев, традиций и идей, как захватчиков, так и иммигрантов. Многие культурные обычаи, языки и памятники приводятся в примеры такого смешения в течение столетий.В современной Индии с ...
Семейный отдых
Приморско-Ахтарск идеально подходит для семейного отдыха с детьми. Мягкий климат с относительной влажностью 70-75% способствует быстрой акклиматизации детей, особенно тех, кто приезжает из районов с резко-континентальном климатом.
Теплое ...
Народонаселение и социальные изменения
Мы уже знаем, что народонаселение и общество тесно переплетены. И самое главное, от роста населения может зависеть само выживание человечества. Но какое воздействие он оказывает на функционирование общества? Мы уже обсудили один аспект на ...