Основные исторические этапы становления русской народной культуры и русских народных праздников как ее составной части
Повышение духовной культуры народа в современных условиях очень актуально. В связи с этим возрастет необходимость обратиться к истокам русской народной культуры, ее традициям и праздникам, осознать национальные идеи, этические и эстетические нормы, способы художественного и морального воспитания человека, столь характерные для народной художественной культуры, ее праздников, обрядов, игрищ.
Подробное изучение русской народной культуры с момента ее зарождения и до наших дней крайне важно. Известно, что понять сущность и смысл любого явления можно лишь после того, как постигнешь историю его возникновения, проследишь основные этапы его развития, проанализируешь, какие изменения, и влияния оно испытывало и чем данное явление стало в конечном итоге. Лишь после этого можно попытаться экстраполировать его состояние на перспективу, делать прогнозы и рекомендации.
Развитие культуры тесно связано с историей страны и верованиями населяющих ее людей. Без этого нельзя понять смысл и символику народных праздников, знаковые системы украшений и оберегов, символические узоры русской вышивки и т.п. Эти знания необходимы нам для того, чтобы научится прочитывать в национальном костюме или убранстве домов ту информацию, которую пытались донести до будущих поколений наши далекие предки.
Прежде всего необходимо остановиться на том периоде, который характеризует народную культуру (а также жизнь и быт наших людей) до принятия христианства, т.е. обозначим дохристианский период становления народной художественной культуры.
В связи с этим попытаемся проследит, как зарождалась народная художественная культура, как она была связана с культом предков, с осознанием каждым человеком своего места в природе, его взаимоотношений с окружающей средой, формированием миропонимания и восприятия происходящих явлений.
Дохристианский период становления русской народной культуры, соответственно, можно разделить тоже на несколько этапов:
а) верования охотничьей (а за тем и скотоводческой) эпохи, характеризующейся отождествлением человека с миром животных, его неразрывной связью с окружающей его природой.
б) верования земледельческой эпохи, характеризующейся подчинением всего уклада жизни круговороту в природе, зависимости человека и его образа жизни от различных природных явлений ( смены времен года), тесной связью с космосом и появлением системы солярных божеств.
Понять смысл и символику этого периода в становлении и развитии народной художественной культуры невозможно, если не связывать их с древними верованиями наших далеких предков, которые считали, что весь мир одухотворен, обожествлен.
Эти верования помогали людям наблюдать за явлениями природы, определять сроки тех или иных земледельческих работ, предвидеть смену времен года, примечать те или иные изменения погоды, затем и предсказывать их.
Знания, умения и навыки, полученные человеком в процессе его исторического опыта, передавались от старшего поколения к младшему путем совершения магических обрядов и символических действ.
Популярные материалы:
Производство
Главным материалом для изготовления самоваров служили: медь зеленая (латунь), красная (сплав меди 50-63% и цинка 37-50%), томпак (сплав меди 85-90% и цинка 10-15%). Иногда самовары серебрили, золотили, а то и делали из серебра и мельхиора ...
Река Мойка
Множество легенд о происхождении названия этой реки в первую очередь связано со звуковыми ассоциациями. Название «Мойка» произошло от прежнего старинного наименования реки — Мья. Возможно, здесь имело место влияние звукового сходства слов ...
Освоение казаками терского левобережья в XVII-XIX вв.[2]
До появления российской государственности Притеречье уже было отчасти освоено ногайцами и казаками. Последние были представлены двумя группами: терскими низовыми (обитали в устье Терека) и гребенскими. Первые фактически исчезли с этнокарт ...