Историко-этнографический музей «Чолкой»
Юрта по неписанным законам делится на две половины по правую руку от хозяина мужская половина, где в основном принадлежности мужчин оружие: лук, стрелы, конская сбруя – размещены на подставке сумы кап, сшитые из кожи или холста. Количество их зависело от имущественного положения семьи. В мешках одежда, обувь отрезы, ковры покрывала, куски войлока, шкурки, изделия из меха, кирпичный чай, уздечки, ремни, верёвки аркан, ремни каиш, токум – орудия труда, палта (топор).
На женской половине находились чугунные котлы – казаны, деревянные вёдра – чапчак, подвешаные на крюк – илмек, большой кожаный сосуд архыт, для кислого молока, деревянные блюда – табак, тепши, чара, чайные чашки – айак, большие и маленькие ступы – сокы. Постель состояла из войлочных тюфяков – туулак, овчинных шуб и подушек.
По неписанным законам существовала, невидимая линия между мужской и женской половиной. Женщине запрещалось переступать её – в противном случае это осознавалось, как совершение большого греха, и это настолько утвердилось в сознании женщин, что и ныне пожилые женщины, если заходят на мужскую половину, то только со стороны двери, но ни в коем случае со стороны очага. Также запрещается и посторонним гостям без ведома хозяина переводить на женскую половину, что считалось, если гость без разрешения зашёл на женскую половину, то он считался большим невежей, который своим поступком принёс оскорбление хозяину, так в следующий раз вряд ли этот невежа мог посетить эту семью, т.к. не соблюдает обычаев предков.
Очаг (огонь) в юрте считается священным. Половина за очагом называется от бажы (голова огня) – запрещается лить в огонь воду, молоко также запрещается острым предметом касаться огня, плевать в огонь, кроме того, поклонение духу огня сопровождается жертвоприношением. Первые куски мяса, если заколют животное, щепотку толкана с нового урожая приносили духу огня, прежде, чем пить вино, каждый кончиками пальцев брызгает его в огонь.
Очаг, как обычно, устанавливается почти по центру, чуть смещено на женскую половину в основе обложено камнями, дым от очага выходит в дымовое отверстие, которое проделано на конусной крыше, оно же является и световым отверстием.
В тёмное же время суток на подвешенном к потолку устройстве устанавливался жировик (из тряпок свита верёвочка тонкая, которая обмакивается в жир, затем его помещают в глиняную чёчий (пиалу) и зажигают.
Ознакомившись с многоугольной юртой группа экскурсантов делится на две части: одна часть начинает кататься на лошадях: это может быть верхом на коне, в запряжи – экскурсия по историческим местам села, а другая группа с экскурсоводом проходят знакомятся с бревенчатой конусной юртой с её интерьером, который серьёзно отличается от многоугольной и по-своему интересен. Затем они посещают сторожевую башню острога, обнесённую бревенчатым частоколом с заострёнными вершинами. На первом этаже башни они знакомятся по картам и по письменным материалам с историей освоения притомья, здесь же можно увидеть казака в обмундировании, а также оружие казаков: шлемы, кольчуги. На втором и третьем этаже экскурсанты рассматривают бойницы – откуда могли отстреливаться, обороняться от неприятеля. Затем они все выходят на смотровую площадку башни, откуда всё хорошо обозревается кругом на все четыре стороны, и, осматривая, знакомятся с окрестностью, также сверху обозревают территорию музея под открытым небом.
Популярные материалы:
Фотоочерк
О новостях сообщает многотиражная газета строительства. Жизнь входит в свою колею: принял новоселов барак.
Митинг трудящихся у Дома пионеров.
Кухня привыкает работать в «полевых» условиях.
Суровое дыхание войны. Город на мгновени ...
Ирландская диаспора
После 1840 г. эмиграция стала массовой и постоянной. Считая тех, кто отправился в Великобританию, около 10 миллионов ирландцев мигрировали после 1700 года. Общий поток мигрантов был больше, чем само население Ирландии в 1830-е. С 1830 по ...
Процесс возрождения казачества: основные этапы
Развитие казачьего движения за последние двадцать лет можно разделить на два периода.
Сначала, в первой половине 1990-х гг. было массовое движение снизу. Тогда широкие массы видели в казачьем движении значимую духовную и социальную основ ...