Историко-этнографический музей «Чолкой»
Не хлебом единым жив человек – это характерно во все времена для разных поколений, именно культура, образования способны влиять на экологию души, на которую интенсивно влияют, как социальные так и экономические условия нашего времени. Именно восстановлению экологии души и призван служить историко-этнографический музей, который создан с 1997–1999 гг. И работать его первая очередь начала с декабря 1999 г. К 2002 году было закончено создание второй очереди.
В 2002 году директор музея Челухоев В.И. решил осуществить задумку и начал строить музей под открытым небом. Цель этого строительства заключалась в том, чтобы приблизить посетителя к историческим и бытовым условиям жизни телеутов в период с 18 – 20 вв., через эти условия обратить внимание на экономическое положение и социальный статус жизни телеутов.
Музей под открытым небом должен был состоять из конусной юрты, шестиугольной юрты, землянки, выплетенной из ивовых прутьев, хоздвор и изба-пятистенок. Но а так, как в период начала осёдлости телеутов территорию Сибири начали осваивать русские, то, естественно, должен был появиться экспонат, связанный с приходом русских в Сибирь и их влияние на культуру телеутов, поэтому выстроена была башня.
Директор музея Челухоев В.И. ищет спонсоров. Первым откликнулся Салагаев А.Ф. – директор Пермяковского лесхоза. Он представил бесплатно избу – пятистенок. В этот же период с помощью местных жителей Адыбаева С.И. и Баянова В., а также студентов – практикантов Кем ГУ выплели внутреннюю и внешнюю стенки землянки и засыпали землёй. Дальше продолжился поиск спонсоров, которые могли оплатить строительство башни и шестиугольной юрты. И им оказалась Макарова А.И. – начальник управления по соцвопросам ОАО УКА Кузбассразрезуголь, срубы же сделаны были в ИЧП пос. Урской, которым заведует Колотов А.А. Он же бесплатно сделал сруб колодца, хранилища продуктов и дал лес для изготовления конусной юрты. По мере строительства помещений изготавливалось ограждение, также рассказывающее историю жизни телеутов и о взаимосвязи телеутской и русской культуры.
В настоящее время работают пока три экспозиции: сторожевая башня, конусная юрта и шестиугольная юрта.
Экскурсия начинается с театрализованной встречи гостей, где разыгрываются отдельные эпизоды из телеутских обрядов. Здесь можно увидеть сцену у костра воинов или же девушек, играющих на комусе, топшуре и т.д. Особый интерес, как обычно, представляет появление князя, хана или шамана, которые по-своему общаются с гостями и привлекают их к участию во фрагментах проводимых обрядов, в которых они с удовольствием принимают участие. Обязательно проводится очищение огнём, а также завязывание ленточек на священную берёзу с загадыванием желания.
Во время экскурсии посетители узнают об истории создания музея. И если одна группа, то сразу начинается экскурсия с музея под открытым небом. Если же две группы, то одна проходит экскурсию по музею под открытым небом, а другая – в основном музее, затем группы меняются.
В музее под открытым небом посетители познают не только о традициях или обычаях телеутов, но и взаимосвязях культур русской и телеутской.
Популярные материалы:
Самоназвание, расселение и численность бачатских телеутов
Целый ряд этнографов и лингвистов выяснили то, что бачатские телеуты назывались по-разному. Так на чертежах С. Ремезова они обозначены «Телен орда», «Телеуты», «Теленбуты», «Белые Калмыки», а в публикации 18 в. называют их «телеутскими», ...
Особенности культуры башкир
Этнические и этнографические группы. До 20 в. у башкир сохранялось племенное деление, всего насчитывалось около 40 племен и племенных групп: бурзян, усерган, катай, минг и др.
Язык. Башкирский: В башкирском языке выделяют южный - юрматын ...
«Мертвая» дорога
"Могущество России, Сибирью прирастать будет" Так были оценены богатства нашего края М.В.Ломоносовым. Но для освоения такой обширной территории нужны дороги.
Так возникли две стройки, шедшие навстречу друг другу: Полвека назад, ...