Строительство Томского острога
Около 1598 года сургутские казаки появились у устья Чулыма. О том, что река Чулым стала известна русским раньше построения Томского городка, свидетельствует отписка, отправленная кетским воеводой Постником Вельским в Томск Гавриле Ивановичу Писемскому и Василию Фомичу Тыркову - основателям города. Постник Вельский сообщает, что в росписи у него записаны "чулымские, киргисские и мелесские городки и волости 22 сентября 1604 года он послал на Чулым служилых людей для сбора ясака: "С чулымских князьцев с Лаги, да с Сылгана, да с Карчельных детей, и с Майнаковых и их людей, и всего взято государю с чулымских князьцев и их людей с 40 с одного человека, да с Мелесских с 4 человек"[52].
Русское завоевание Причулымья начинается со строительства Томского острога.
В марте 1604 г. в Москве окончательно было принято решение о строительстве города на берегу р. Томи. Воеводы сибирских городов получили указания о комплектовании экспедиционного отряда под начальством Г.И. Писемского и В.Ф. Тыркова. Формирование отряда происходило в Сургуте. В него были включены тобольские и тюменские служилые люди, пелымские стрельцы, тобольские татары и кодские ханты. С началом навигации 1604 г. отряд отправился из Сургута на судах вверх по Оби до устья р. Томи и далее вверх по Томи до земель томских татар князца Тояна.
Местом для сооружения укрепленного пункта был избран высокий мыс горы на правом берегу Томи у впадения в Томь речки Ушайки против Тоянова городка, расположенного на левом берегу Томи. К концу сентября 1604 г. строительные работы по сооружению Томского города в основном окончились. Часть прибывших с экспедиционным отрядом людей была отправлена к прежнему месту службы, другая - оставлена в новой крепости на постоянное жительство. Вслед за ратными людьми в Томске, как и в других сибирских городах, появились русские крестьяне и ремесленники. В начале XVII в. Томск был самым восточным городом Русского государства. Прилегающий к нему район нижнего течения Томи, средней Оби и Причулымья вошел в состав Томского уезда.
Как на Иртыше, так и в Приобье продвижение в степи Южной Сибири и предгорья Алтая столкнулось со встречным движением кочевников. Здесь шла упорная борьба отдельных ойратских объединений и союзов как между собой, так и с монгольскими Алтын-ханами и казахскими жузами за пастбищные угодья и зависимых данников. Эта борьба приводила к передвижениям различных групп кочевников по степным районам, наносила большой урон местному населению лесостепной полосы Западной Сибири[53].
Уже с 90-х годов XVI в. развернулся массовый приток переселенцев из европейской части страны в Сибирь. Сюда бежали, спасаясь от растущего феодального гнета, черносошные, помещичьи и монастырские крестьяне. Порвавшие с феодальным тяглом на старом месте жительства, они назывались «гулящими людьми». В Сибирь прибывали завербованные воеводами сибирских городов посадские люди и крестьяне северных уездов, а также ссыльные[54].
В 1609 году кончается период первоначального освоения русскими района Причулымья. Служилые люди воспользовались благоприятной ситуацией – большим политическим эффектом от разгрома Кучума на юге и одновременным движением сургутских казаков с севера после подавления сопротивления Пегой орды, постройкой Томского городка, существованием ясака, малой заселенностью этих мест - без применения оружия добиться перехода чулымцев в русское подданство.
Популярные материалы:
Традиционные формы бытования фоноинструментов, музыкальных
инструментов долган и их роль в современности
"Фоноинструменты" (4. c.46) "являются предметами этнической культуры, которые обладают целесообразными фоническими свойствами. Они стоят в одном техническом ряду с голосом и органами артикуляции, являясь одним из средств ак ...
Образование Древнерусского государства.
Образование Древнерусского государства традиционно условно датируется 882 г., когда Олег (879-912) со своей варяго-русской и славяно-финской ратью подошел к Киеву, где правили Аскольд и Дир, захватил город и превратил его в центр объедине ...
Экологические проблемы
Загрязнение воздуха в Астрахани, как и в других крупных городах, происходит из-за выбросов промышленных предприятий и автотранспорта, причем доля последнего в Астрахани достигает 70%. Причина этого в определенной степени в специфических п ...