Строительство Томского острога

Материалы » Колонизация Причулымья в XVII-XVIII вв. » Строительство Томского острога

Страница 4

Из материалов переписи видно, что казаки находились без хлебного жалованья и каждый хозяин двора имел пашенную заимку, каковой в Сибири считалось всякое отдельное хозяйство. Жители деревень накашивали до 100 копен сена, как, например, Иван Двинянин из Жировой. Деревни Жирова и Воронина имели общие покосы. Очевидным представляется происхождение первопоселенцев из северных русских деревень. Об этом свидетельствует, например, фамилия Двинянин, напоминающая больше прозвище от названия всем известной р. Двины.

Царским указом от 26 июня 1724 г. казаки, служилые и другие категории населения, занимавшиеся хлебопашеством, были объединены в сословие государственных крестьян и стали вносить в казну подушную подать и оброк. Была введена и паспортная система. С этого времени асиновские деревни в полной мере становятся сельскохозяйственными поселениями.

В первой половине XVIII в. население пополнялось в основном за счет естественного прироста и отчасти благодаря притоку гулящих людей. Новые населенные пункты на территории Асиновского района в этот период не возникали. Это связано, видимо, с тем, что с уменьшением военной опасности после насильственного переселения енисейских киргизов в Джунгарию в 1702 г., политического урегулирования отношений между Россией и Джунгарией основной поток переселенцев устремился в более южные земли Томского уезда и в Минусинскую котловину. К тому же на исследуемой территории располагались владения коренных жителей, на которых русским запрещалось селиться[62].

Видную роль в заселении Причулымья сыграл известный географ, историк и государственный деятель XVIII в. Ф.И. Соймонов. Возвращаясь в 1757 г. из Нерчинской ссылки в Тобольск на должность Сибирского губернатора, он хорошо изучил участок от Енисейска до Томска. Став губернатором, он внес в Сенат предложение о закрытии водного пути по Кети и об использовании пути по Чулыму. Как следствие количество населения только за одно десятилетие с 1750 по 1760 г. по pp. Яе и Кие, притокам Чулыма, удвоилось, так же как вдвое выросло и число населенных пунктов. Основную массу поселенцев в этот район составляли томские люди разного чина.

В 1763 г. на левом берегу р. Чулыма чуть ниже устья р. Яи возникла деревня Семена Алексеева Кускова, проживавшего раньше, по-видимому, в д. Завьяловой близ Томска. Вообще для того времени характерно, когда «еемьянистые и домовитые» крестьяне выезжали из старых селений на новые места, преимущественно на тракт или оживленный водный путь. Они получали возможность справлять подводную гоньбу и снабжать проезжавших продовольствием и фуражом. В 1794 г. в четвертой по времени появления асиновской деревне – Кусковой – имелось уже 4 двора, в которых проживали сыновья основателя деревни, Семена Алексеева Кускова Григорий, Семен, Степан и внук Алексей Григорьевич. В четырех семьях записана 31 «мужитская» и 21 «женская» душа[63]. В полной мере эту деревню можно считать «семейным гнездом».

Необходимо отметить, что увеличение крестьянских селений в этих местах было связано и с тем, что тюрки постепенно перемещались на север, в более богатые охотничьи угодья.

Рост населения в асиновских деревнях во второй половине XVIII в. происходил, как и прежде, в основном за счет естественного воспроизводства, а также, по мере заселения притрактовой зоны, за счет ссыльных крестьян, поток которых усилился после указа 1754 г. о замене смертной казни ссылкой в Сибирь и указа 1760 г. о праве помещиков ссылать крепостных крестьян за «предерзостные поступки» в зачет рекрутам. Ссыльные крестьяне отправлялись в Сибирь с семьями; этого требовал церковный закон, по которому жена должна была следовать за мужем, и это совпадало с колонизационными интересами правительства. Ссыльным запрещалось образовывать отдельные селения. Но зато томская администрация оказывала им содействие в обживании, освобождая на 2 – 3 года от повинностей.

Страницы: 1 2 3 4 

Популярные материалы:

Традиционный женский костюм
а) женские рубахи Молдавский национальный костюм – это разнообразие красок. При нашей роскошной и яркой погоде, просто невозможно создать что-то блёклое и незапоминающееся. Самыми любимыми цветами всегда считались: красный, зеленый, сини ...

Национальная одежда бурят
Одежда При наличии локально-территориальных вариантов в деталях традиционной одежды этнических групп бурят - основа ее была общей, она максимально приспособлена к жизни и быту кочевников-скотоводов. Верхняя одежда - дэли (дэгэл) - распа ...

Семейные традиции и обряды казаков
Без знания прошлого невозможна и современная жизнь. Большую роль на развитие отношений между Дагестаном и Россией имело казачество. Эта сложная этническая и культурная общность до сих пор проживает в нашей республике. Она бережет свои кор ...