Строительство Томского острога

Материалы » Колонизация Причулымья в XVII-XVIII вв. » Строительство Томского острога

Страница 2

Примерном старорусского поселения, созданного при колонизации Причулымья, является село Корнилово.

Корниловская заимка на р. Ушайка возникла в процессе освоения земель Причулымья томскими казаками. Освоение Приобья и Причулымья объяснялось нехваткой хлеба в Томске, так как обозы из Московии приходили редко и не регулярно. Поэтому томские казаки самовольно распахивали по началу близлежащие, а затем и дальние земли, пригодные для возделывания зерновых культур[55].

В 1663 году отставной казак Степан Корнилов заимел (отсюда "заимка") приглянувшиеся ему земли в пойме р. Ушайка, в месте слияния ее с р. Каменкой.

Через год к нему переселяется его младший брат с семьей. Братья Корниловы обустраиваются, распахивают ближние елани. Томский воевода, заинтересованный в освоении новых земель и поставках своего сибирского хлеба узаконивает владения братьев.

Богатая Сибирская земля, политая потом казаков, не только позволяет Корнилову подняться на ноги, но и делает Степана зажиточным хозяином.

Основным занятием жителей было земледелие. Сеяли рожь, пшеницу, овес, ячмень, лен, коноплю. Свежевспаханные земли давали неплохой урожай.

В целом по Семилуженскому стану, в который входило Корнилово, урожай был достаточно богатый, что позволяло реализовывать излишки на рынке г. Томска[56].

Большое внимание уделялось огородничеству. Обилие дичи в лесах и рыбы в р. Ушайке позволяло не только жить в сытости, но и реализовывать пушнину и рыбу в Томске. Для этого в ноябре-декабре по крепкому льду в город отправлялись обозы с заимок и деревень. В то время уже появились д.д. Аркашово, Протопопово, Сафроново и др. заимки.

На 4 – 6 лет государство освобождало казаков-землепашцев от налогов, что позволяло хозяйствам стать на ноги. Со временем заимки разрастаются и превращаются в крепкие, зажиточные деревни. В 1782 году в д. Корнилово проживали 23 души мужского пола, а в 1859 году в 24 дворах 65 душ мужского пола, это без учета молодых казаков, уходящих на царскую службу в г. Томск.

В окрестностях села имелось 9 пасек, 3 запруды для ловли рыбы, на р. Каменка была построена мельница. Жители села заготавливали и поставляли в Томск древесину, дрова, кедровый орех, кедровое масло, деготь, уголь.

На ярмарки в Томск вывозили товарное зерно, фураж, лен, пеньку, мед, масло, свинину, говядину, шкуры домашних животных и дичи, шкурки белки, соболя, выдры, песца.

В городе покупалось одежда, обувь, украшения, сельскохозяйственный инвентарь, охотничье снаряжение, изделия городских мастеров и ремесленников.

Чулымские тюрки, проживавшие в Мелесской землице, жаловались в 1621 г. русскому царю, что киргизские князья приходят к ним «по трижды и по четырежды годом, и с них емлют ясак, и жен и детей за ясак емлют в полон»[57]. С целью обороны чулымцев от набегов енисейских киргизов и взимания с них ясака в том же году на Чулыме в 370 верстах от Томска был построен Мелесский острог. И все же на протяжении всего XVII в. чулымские земли находились в состоянии войны. К примеру, в 1697 г, как сообщайся в «Памятниках сибирской истории», киргизы «ясашных грабили, и разоряли и которые звери у ясашных были с промыслу в ясак, и те все звери, соболи и лисицы и горностаи и котлы и топоры и ножи и огнива и лошади грабежом взяли, и к Мелесскому острогу боем приступали и стояли под тем острогом 8 дней и побив служилых 4 человека»[58]. Опасная ситуация в этом регионе замедляла земледельческое освоение края.

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Лексика подражательных танцев народов Севера
У эвенков повсеместно существовал обычай совершать над убитым медведем особый обряд, носивший характер массовой родовой религиозной церемонии, обязательной для каждого члена рода. Обряд этот представляет для исследователя традиционной тан ...

Общее представление о суевериях
Психология человека и суеверие Многие психологи утверждают, что человек придумал три мифа. И один из них – миф о том, что где-то за человека уже кто-то решил его дальнейшую жизнь и расписал ее по пунктам, следовательно, от самого человек ...

Самоназвание, расселение и численность бачатских телеутов
Целый ряд этнографов и лингвистов выяснили то, что бачатские телеуты назывались по-разному. Так на чертежах С. Ремезова они обозначены «Телен орда», «Телеуты», «Теленбуты», «Белые Калмыки», а в публикации 18 в. называют их «телеутскими», ...