Основание Ачинского острога

Материалы » Колонизация Причулымья в XVII-XVIII вв. » Основание Ачинского острога

Страница 4

Одной из основных задач, поставленных перед И. Кобыльским, было укрепление русской власти в данном районе. С этой целью он, уже с красноярской подмогой, предпринимает серию походов на юг, причем главным его противником опять оказывается князец Ишей[81].

Совершив походы в Киргизскую землю и укрепив Ачинский острог, И. Кобыльский распустил служилых людей, оставив с собой только 40 чел. Впоследствии, уже в 1643 г., томские воеводы послали к нему еще 30 пеших казаков[82].

Следующий документ, относящийся к истории Ачинска, датируется уже 1656 г., когда 5 июля ясачные татары четырех волостей Ачинского острога подали челобитную, дошедшую до нас в тексте отписки томских воевод. В челобитной говорилось, что « .поставил Тухачевский острог на пустом месте, а людей близко никоторую сторону нет. А из Томскаво города . по все годы присылаются томские служилые люди и им де ясашным людям от того острогу обережи нет никакой и потому что де служилые люди водяным путем до Ачинскопо острогу не доходят и живут служилые люди на двое половина в Ачинском остроге, а другая половина в зимовье у хлебных своих запасов и их де ясашных людей под свои хлебные запасы до всю осень емлют в подводы .». Служилые люди, ачинскис годовальщики, «в своей челобитной писали тож, что Ачинской острог ото всех местных волостей поставлен вдали и не в угожем месте и одни де летом служилым людям до Ачинсково острогу доходить не можно и ясашным де людям в подводах чинятся налоги большие и в ясашном сборе мешкота большая»[83].

Эти документы очень важны, ибо говорят об определенных изменениях в расстановке сил в Киргизской земле. Л.П. Потапов считал, что отход киргизов от Июсов произошел в 60-х гг. XVII в., но источники показывают, что начался он несколько раньше. Причем постоянные военные действия в этом районе привели к тому, что определенная часть ясачных откочевала на север и заняла те земли, которые потом в 1701 г. были описаны в «Чертежной книге Сибири» С.У. Ремезова. Другая же часть местных племен была уведена киргизскими князцами далее на юг – на Уйбат, Абакан, Аскыз. И так получилось, что Ачинский острог оказался как бы в «мертвой» зоне.

Эти же документы значительно проясняют и предыдущие материалы, где указывалось, что Ачинский острог якобы стоит около Божьего и Белого озер, примерно в 30 км к юго-востоку, на устье р. Сереж. Указание на это место в свое время ввело в заблуждение многих исследователей[84]. На самом деле существовало как бы два Ачинских поселения: одно – острог, поставленный Я. Тухачевским в Кизылах на р. Белый Июс, и второе Ачинское поселение – «зимовой острожок», поставленный специально для того, чтобы служить перевалочным пунктом для казаков, идущих на службу и с хлебом в Ачинский острог Тухачевского, где хлеб и другие грузы перегружались на подводы. Именно об этом говорят челобитные ясачных и служилых людей. И если сейчас посмотреть на карту Чулыма, то можно увидеть, что водный путь сначала Чулымом, а затем Белым Июсом действительно намного длиннее сухопутного пути от Аргинской петли Чулыма до слияния обоих Июсов. Этот «зимовой» Ачинский острожок просуществовал, по всей видимости, вплоть до начала XIX в. Так, в «Географическом Словаре Российского государства .» отмечена д. «Шериш» при р. Сереже «по ту сторону хребта Арги», в которой делались суда для сплава хлеба в Ачинский острог[85]. И неудивительно, что при многочисленных перестройках и переносах Ачинска с места па место этот пункт на р. Сереже долгое время считался одним из первых мест поставления Ачинского острога 1641 г.

Челобитную ясачных людей поддержали и русские служилые люди, которые предложили перенести «тот Ачинской острог в Басагарскую волость потому, что государь, в том месте острогу быть впредь прочно». «И по твоему великому государеву указу» томские воеводы «велели . холопу твоему сыну боярскому Юрию Трапезунскому да служилым людям Ачинской острог перенесть в Басагарскую волость и поставить в угожем месте, где бы были пашенные земли и рыбные и звериные угодья поблизку». Ю. Трапезунский произвел досмотр нового места и 21 июня 1658 г. подал «доездную память» этой местности, «а в той ево памяти написано», что «он Юрий с томскими служилыми людьми старый Ачинской острог переставил в Басагарскую волость в угожем месте, о котором били челом . ясачные люди, с одну сторону подле Чулыма реки, а с другую сторону речка Кангала, а с третью сторону елань, а за рекой Кангалой елань же и на той… елани мочно поселить . пашенных крестьян и много еланей потому, что де .пашенные земли и сенных покосов много подле Ачинского острогу и рыбные и звериные угодья прилегли поблизку .»[86]. К сожалению, мы не смогли найти в краеведческой литературе такого географического топонима – р. Кангала. Местоположение же Басагарской волости в разных работах показано по-разному. По карте С.У. Ремезова, с чем соглашается также Л.П. Потапов, Басагарская волость показана на левом берегу Урюпа, близ ее впадения в Чулым[87]. В принципе мы согласны с таким определением, по считаем, что Трапезунский поставил острог все же несколько ближе к Белому озеру.

Страницы: 1 2 3 4 5

Популярные материалы:

История Таганрогского парка культуры и отдыха (XIX–XX в)
«Отношение природы и человека – это отношение двух культур, каждая, из которых, по-своему, «социальна» и общежительна…» Д.С. Лихачев. «Был в саду…Сад великолепен…» А.П.Чехов Взаимодействие человека с природой, с ландшафтом не всег ...

Нетрадиционный подход к проблеме классификации
Следующая классификация экскурсионных объектов не традиционна, но не менее существенна. Она основывается в первую очередь на данных социологии и коммуникавистики. «…Продвижение к вещам есть обстоятельная работа, прежде всего призванная ус ...

Обрядовые песни
Характеризуя масленичные песни, можно отметить, что в них ее, Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д. Дорогая наша Масленица, Авдот ...