От расказачивания к возрождению казачества
Казаки́ (коза́ки) — субэтническая группа преимущественно восточных славян, проживающая в южных степях Восточной Европы, в частности, России и Казахстана, а ранее — и Украины[1]. История казачества уходит вглубь веков. Судьба его была и великой, и трагичной. Многие историки, писатели, сами казаки задавались вопросами о происхождении казачества, о том, что же есть казачество как феномен мировой истории?
Как представляется, казачество следует рассматривать как военное сообщество – полиэтническую социальную общность, сформировавшуюся в приграничной территории – фронтире, отличительной особенностью которой является военное ремесло как основное занятие[2]. М.А. Рыблова пишет: «Дикое Поле мы рассматриваем как территорию фронтира, полагая, что фактор фронтира вообще оказывается определяющим в ранней истории казачества. Современные исследователи определяют фронтиры как территории, находящиеся вне юрисдикции покинутых беглецами обществ, дающих возможность выбора: что сохранить из предшествующего социального опыта, а что искоренить и забыть. Фронтиры оказываются своего рода "инкубаторами" для новых сообществ из-за отсутствия возможности (или желания) точно воспроизводить все формы социальной жизни метрополии…»[3].
Само слово "казак" является полисемантическим, что объясняется особенностями истории казачьих сообществ евразийских степных просторов. В различные эпохи под этим словом "скрывались" различные по этническому составу, структуре и занятиям сообщества, которых объединяла война, военное дело как основа жизнедеятельности. С лингвистической точки зрения слово "казак" скорее всего тюркского происхождения, обозначающее вооруженного стража-охранника границы, удальца-наездника.
Отважные пионеры российских окраин и бесстрашные воины, зачинатели бунтов и разбойники, рыцари православия и безбожники – все это о казаках. Ими восхищался Наполеон, и боялись немцы, о них складывались легенды и их ненавидели те, по ком прошлась казачья нагайка.
Исторически казачество было одной из наиболее передовых частей русского народа. Казачество внесло огромный в укрепление и развитие России, как сильной и могущественной державы. Так, Л.Н. Толстой писал, что "казаками построена Россия"[4], и с этим трудно не согласиться. Заслуги казачества в деле создания России и защите ее интересов признаны всеми. За время своей многовековой истории казачество выработало свой особый жизненный уклад, свое мировоззрение и культурную самобытность.
Уникальность российского казачества обуславливается уникальностью исторического пути России. До начала XX в. в стране были огромные территории, требующие колонизации, что выступало своеобразным "гарантом" существования казачества, наиболее приспособленного для решения колонизационных задач. С другой стороны, в стране, отягощенной феодальными пережитками, с режимом, опирающимся на довольно узкую социальную базу, казачество как опора самодержавия было "обречено" на "поддержку" со стороны правительства и "защиту" от размывания как военного сословия.
Общая численность казачества в 1917 г. составляла не менее 4,4 миллиона человек[5] (по некоторым данным, 6-7 миллионов[6]). В строю при этом было несколько больше 300 тысяч казаков. Общая же численность населения Российской империи накануне революции оценивалась в 166 миллионов человек, а Императорской армии — в 10-12 миллионов человек. Из общей численности казаков Донское войско насчитывало более 2,5 млн. казаков, Кубанское — 1,4 млн., Терское — 250 тыс.[7]. (По современным оценкам казачество как особая этническая группа русского народа составляет около 3-4 миллионов граждан России[8]).
После Октябрьской революции 1917 г. казачьи войска были расформированы, так как они по большей части приняли сторону белого движения. В годы гражданской войны казачье население подверглось массовым репрессиям в процессе, согласно формулировке директивы ЦК от 24 января 1919 г., беспощадного массового террора по отношению к верхам казачества «путём поголовного их истребления»[9]. Таким образом, после Октября 1917 г. (вернее, после гражданской войны) на длительный период казаки, казалось бы, были преданы забвению. Но уже в годы Великой Отечественной войны казачьи части ярко проявили себя. Однако вскоре казачество действительно почти на 30 лет было "забыто" в СССР.
В 50-70-е гг. XX в. в Советском Союзе о казачестве практически не вспоминали. Власти считали, что казаки полностью слились с другими народами Советского Союза в «единую историческую общность - советский народ»[10]. Только ансамбли песни и танца, существовавшие в областях бывших казачьих войск, напоминали о якобы безвозвратно ушедшем в прошлое казачестве. Но у казаков и их потомков, несмотря на пережитые ими трагедии XX в., сохранилась историческая и этническая (народная) память. Они знали, помнили и гордились тем, что они казаки. Поэтому, когда в ходе «перестройки» во второй половине 1980-х гг. стали ослабевать существующие в СССР политические и иные запреты и ограничения, в различных районах страны не только заговорили о казачестве, но и стали возрождать первые казачьи общественные организации. В конце 1980-х гг. снизу по инициативе самих казаков начался процесс возрождения казачества.
Популярные материалы:
Историко-культурные ресурсы
Обширная территория Ямало-Ненецкого автономного округа является хранителем богатейшего культурного наследия, которое представлено всем типовым разнообразием памятников истории, археологии и этнографии. В «Археологической карте Ямало-Ненец ...
Население Ирландии
Население Ирландии — в основном кельтского происхождения. Около 94 % населения Ирландии составляют ирландцы. К национальным меньшинствам относятся англичане, шотландцы, а также евреи. Почти всё верующее население (96 %) христиане, из них ...
Практическое задание: составить и проанализировать церковный и народный
(земледельческий) календари
Церковный календарь на 2007 год
Православные праздники и посты. В скобках указаны даты по старому стилю.
Великие и двунадесятые православные праздники:
7 января (25 декабря) Рождество Христово
14 января (1 января) Обрезание Господне
...