Самара и её окрестности

Страница 1

Самарский городок, с начала своего строительства в 1586г., являлся поселением с преобладанием великорусского населения. Пути формирования его жителей были самыми различными. Подавляющее большинство горожан относилось к служилым людям местного гарнизона. Основу его составили стрельцы, переведенные из крепостей-городов Казанского края, в том числе и самой Казани. Присылаемые первоначально погодно, служилые люди постепенно оседали, обзаводились дворами, семьями и стали начальным коренным населением Самары.

Собственно городское или, как его тогда называли, посадское население Самары было невелико и в лучшие годы не превышало 1/5 всех жителей. Оно складывалось из самых различных компонентов. Прежде всего это были беглые или вольные люди, приходившие на Среднюю Волгу для заработков и постепенно оседавшие на посаде. Наибольший приток переселенцев давали уезды Казанского Поволжья, но отдельные жители приходили из Нижегородского Поволжья, центральных уездов страны.

Значительную группу (до 70 человек) среди служилых людей составляли, так называемые, "иноземцы" - выходцы из украинских и белорусских земель Речи Посполитой. Порой их называли еще "литвинами". Находясь в более привилегированном положении, чем большая часть гарнизона, в ряде случаев получая за службу поместные земли, иноземцы смогли оказать определенное воздействие на формирование топонимии окрестностей Самары и Самарской Луки.

С окрестностями Самары теснейшим образом были связаны близлежащие кочевья ногайцев, а затем калмыков. Под городком устраивались места для особого торга с кочевниками.

И, наконец, Самара являлась перевалочным пунктом не только на волжском торговом пути, но и на дорогах из Средней Азии и Яика. В городе существовал специальный "тезицкий двор" для среднеазиатских купцов, под городом - специальные заставы - таможни ( в Осинниках и т.д.), на сухопутных путях - уметы и караулы (Станишный умет, Уметной караул от Дубового буерака, Мочинский подъем).

Сам город со слободами в конце XVI - начале ХVШвв. занимал сравнительно небольшую территорию в междуречье Волги и Самары, однако хозяйственная деятельность его жителей распространялась на довольно обширную округу. К югу от городка в качестве промысловых и сенокосных угодий осваивалось Самарское урочище. Практически все топонимы этой территории русского происхождения.

В северном и восточном направлениях предпринимательская деятельность самарцев в XVII - начале XVIIIвв. распространялась на обширный район от устья Сока до устья Кинеля. Здесь, особенно вверх по Волге, горожане эксплуатировали угодья, которые еще раньше, до строительства Самары осваивали мордва и татары. Сведения об этом сохранились в документ

Самарская Лука

Наиболее ранним районом сельского расселения на территории Самарского Поволжья, сохранившим комплекс своих поселений до настоящего времени, являлась Самарская Лука. Излучина Волги, огибающая массив Жигулевских гор, создала на границе лесостепи и степи относительно безопасный, труднодоступный для внезапного набега кочевников, полуостров. В его межгорных долинах, на низменных плато появился ряд земледельческих и промысловых селений, в течение почти всего XVIIв. на сотни километров оторванных от основного ареала аграрного расселения России.

Складывание русского, мордовского и чувашского оседлого населения Луки происходило практически одновременно и началось, по всей видимости, в конце XVI - первой четверти XVIIвв. Наиболее ранние поселения - первые упоминания относятся к концу 1620-х гг. - возникли в юго-восточной части полуострова, в низменной подгорной его части, соседствующей через Волгу с Самарским городком.

Доминировали здесь русские селения Рождествено, Подгоры-Ильинское, дд.Новокараульная (Новинки) и Выползова. Владевший этими землями самарский патриарший Спасо-Преображенский монастырь селил на них беглых и гулящих людей. Среди переселенцев подавляющее большинство вышло из уездов Среднего Поволжья - Алатырского, Арзамасского, Казанского, Тетюшского и других. Жители этих селений доминировали на данной территории, являлись основными её природопользователями.

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Подражательные танцы коренных народов севера
В прошлом, и в настоящее время у коренных народов Севера были распространены подражательные танцы, существовавшие как часть тех или иных обрядовых действий в прошлом. Большинство подражательных танцев тотемического характера, они были свя ...

Духовное управление мусульман Крыма
Первое ДУМ в Крыму было образовано при царе Александре I в 1788 г. (Таврическое ДУМ, с центром в Симферополе). В 1920-х гг. ДУМ был ликвидирован (в 1924 было создано Крымское центральное мусульманское народное управление религиозными дела ...

Предсвадебная неделя
После рукобитья жених и невеста гостили у своих родственников, собирали породу на свадьбу. О невесте говорили, что она в это время невестит. По заонежскому обычаю они наносили взаимные визиты друг другу, участвовали в вечеринках, играли и ...