Самара и её окрестности

Страница 2

Селения мордвы и чуваш занимали окраинные укромные места низменности, располагались на границе леса и степи, рядом с горами - дд.Шелехметь, Борковка, Торновая, Че(у,а)ракаевка и другие. По-видимому, ранее в эти места пришла мордва и заняла наиболее удобные земли в районе деревень Терновой, Шелехмети, Борковки (совр. с.Новинки). Причем, в отличие от более раннего периода, когда Лука осваивалась "наездом", поселения основывались мордвой-мокшей из Алатырского, Темниковского и других юго-западных уездов Среднего Поволжья. Чуваши выбирали более укромные, закрытые лесом и горами места (д.Че(а,у)ракаевка) или подселялись в уже существующие мордовские селения.

С начала 40-х гг. XVIв. на Самарской Луке появляются помещичьи селения - дд.Моркваши, Ширяев Буерак (Ширяево), Осиновый Буерак (Осиновка), несколько позднее Брусяна, Ермаково, Мордово, Кольцове. Их основывали, как правило, рядом с Волгой, в межгорных долинах, на низменных местах. Подавляющее большинство жителей составляли русские, беглые и гулящие из уездов Казанского и Нижегородского Поволжья. Местные помещики крайне редко переводили своих крестьян из других владений.

В середине - второй половине XVII столетия чувашские и мордовские переселенцы начали осваивать центральную часть Самарской Луки, территорию, которая для жителей Рожденственской волости находилась "за лесом". Преобладали в этой местности чуваши, основавшие деревни Аскула, Сосновый и Березовый Солонцы, Севрюкаево, Бахилово.

В XVII - начале XVIIIBB. среди населённых пунктов Луки количество селений, в которых жили представители коренных народов Среднего Поволжья, значительно превышало их современный состав. Уже в XVIII - Х1Хвв. исчезли дд.Ахтулина, Черакаевка, Чувашские Брусяны, "Мордвиная на Ключе", Ширяевские Вершины и целый ряд других. Документы, свидетельствующие о начальном периоде освоения Луки, позволяют сделать вывод о том, что её центральная часть и, особенно, овражные долины, выходящие к Волге, были буквально "облеплены" небольшими, каждое в несколько дворов, чувашскими и мордовскими поселениями.

В последней четверти XVII столетия вся пригодная для сельскохозяйственной деятельности территория Самарской Луки оказалась освоенной. Наступает аграрное перенаселение региона, начинается массовый отток населения на Урал, Дон, в селения Левобережья.

К началу XVIIIв. селения восточной подгорной части Самарской Луки настолько запустели, что местная администрация предприняла энергичные меры по массовому переселению в эти места крестьян из других уездов страны. Ярким примером такой политики явился перевод в 1706г. из Пензенского уезда из владений Г.И.Головкина около 700 лиц мужского пола на "свободные тягла" в селения Рождественской волости.

В первой трети XVIII столетия продолжался приток беглых на Самарскую Луку. Например, власти Троице-Сергиева монастыря обнаружили в самарском селе Винновке и близлежащих поселениях десятки семей беглых крестьян, живших ранее на землях приписного к метрополии алатырского монастыря.

В конце XVII - первой трети XVIIIвв. завершается период известной автономии Луки, когда её территория являлась единственным земледельческо-промысловым освоенным районом на территории Самарского края. Это обстоятельство предопределило характер дальнейшей колонизации региона.

Надеинским Усольем в XVII-XVIIIвв. называлась территория занимающая западную часть большой Самарской Луки от Брусянского и Морквашинского оврагов до междуречья Усы и Тишерека. Центром, ядром освоения этой местности стали соляные источники у западной оконечности Жигулевских гор, за устьем р.Усы. Появление первых постоянных поселений, сохранившихся до настоящего времени, следует связывать с именем предприимчивого ярославского гостя Надеи Светешникова, основавшего в начале 1630-х гг. в этих местах крупное солеваренное производство.

Первопоселенцами Усольских слобод и хорошо укрепленного городка стали русские люди - гулящие, беглые, крепостные Светешникова. К середине XVIIв., при общем преобладании среди жителей Усолья переселенцев из Нижегородского и Казанского Поволжья, значительная часть населения, прежде всего из числа зависимых людей предпринимателя, была переведена из других солеваренных центров страны - Соли Камской, костромских Усолий и т.д.

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Традиционные верования манси и ханты
Верующие - формально православные, однако сохраняются традиционный шаманизм, культ духов - покровителей, предков, медведя (медвежьи праздники). Богатый фольклор, развитая мифология. Религиозные воззрения этноса, характерные для периода, ...

Общественный строй
В 5 в. до н. э. у скифов еще были сильны родовые связи. Основой общества были гиппотоксоты — свободные конные лучники, жившие большими патриархальными семьями. Знаками глав больших семей служили бронзовые молоточки. При погребении их вкла ...

Свадебные торжества и сопутствующие им ритуалы в современных условиях
В настоящее время балкарская семья претерпела значительные изменения, которые были вызваны общими социально-экономическими переменами, происходящими в стране. Изучение разных аспектов формирования семьи в современных условиях, формы закл ...