Самара и её окрестности

Страница 4

Сызранское Правобережье, как и Симбирское, прежде всего стало территорией расселения мелко- и среднепоместных служилых людей и принадлежащих им крестьян, либо переведенных из близлежащих уездов Среднего Поволжья, либо беглых. Однако, в отличие от Симбирского Поволжья и Самарской Луки, здесь весьма редки были поселения чувашей и мордвы. Ни о каком массовом заселении региона представителями этих народов не может быть и речи. В рассматриваемый период можно говорить лишь о заселенной "служилыми татарами"(?) деревне Старый Тукшум, двух ясачных чувашских деревнях Малячкиной и Байдеряковой, да расположенной за с.Подвальем чувашской (?) д. Сенкиной. В общем массиве русских поселений эти деревни явно терялись, не играли сколько-нибудь существенной роли.

К концу первой трети XVIII столетия Сызранское Поволжье в основном было освоено, здесь сложилась сеть постоянных поселений, сохранившихся до настоящего времени и определявших характер и специфику данной территории. Есть основания предполагать, что часть чувашских, мордовских и татарских селений северных и северо-восточных районов Самарской области возникла уже в конце XVII - первой трети XVIII столетий, то есть до строительства Новозакамской оборонительной линии, однако сведения об этих населённых пунктах нуждаются в дополнительной проверке. Поселенцы разных национальностей жили в добром согласии друг с другом, имелись и деревни со смешанным национальным составом. Все это способствовало взаимообогащению культур всех народов. Так, на территории современного Похвистневского района Самарской области переселенцы из государственных крестьян основали чувашские деревни Питтипель (Ганькино), Рзи яль (Рысайкино), Стюхино, Султангулово, Аверкино, Ибряйкино, Чекалинка, Скородумовка, татарские Кутлугушево (Похвистнево), Али аул (Алькино), мордовские - Алешкино, Большой и Малый Толкай, Era, Ключи (Архангельское) и другие. Аналогично шло заселение других районов края. В северных и центральных уездах будущей Самарской губернии сложились сплошные массивы мордовских поселений, перемежающиеся русскими и чувашскими селами и деревнями. В северных и восточных уездах компактными группами оседали татары.

Названия многих существующих и доныне сел и деревень донесли до нас имена первопоселенцев из ХVIIIв. В Шенталинском районе Подлесная Андреевка названа по Андрею Лукоянову. В Похвистневском районе названия Ибряйкино, Аверкино, Ганькино сохраняют память о Борисе Алексееве (языческое имя Ибрай), Аверьяне Андрееве (Аверка или Аерка), Гавриле Степанове (Каник Яшкин). Селу и райцентру Клявлино дано имя от Клевле Чюрекеева (Василия Иванова в крещении), с.Саперкину Исаклинского района - Сапера Тоимекеева (Савелия Борисова).

Страницы: 1 2 3 4 

Популярные материалы:

Традиционные верования манси и ханты
Верующие - формально православные, однако сохраняются традиционный шаманизм, культ духов - покровителей, предков, медведя (медвежьи праздники). Богатый фольклор, развитая мифология. Религиозные воззрения этноса, характерные для периода, ...

Календарные праздники и обряды
В повседневной жизни проявлялись родственные отношения, объединявшие людей в крепкие многочисленные группы. Связь поддерживалась совместным проведением праздников (хождением друг к другу в гости), а также обычаями взаимопомощи и взаимовыр ...

Миграция
До сих пор мы исследовали влияние фертильности и смертности на изменение народонаселения. Третий фактор, воздействующий на динамику населения, составляет миграция. Миграция - это перемещение населения из одной страны в другую или внутри о ...