Старики в семейном быту и общине белорусов

Материалы » Роль стариков в традиционной культуре белорусов » Старики в семейном быту и общине белорусов

Страница 1

Семья, её жизненный уклад, традиции воспитания и обряды отражают главные черты белорусского этноса. Они характеризуются значительной устойчивостью, которая переплетается с постепеной эволюцией. В процессе эволюции семьи белорусов изменилось положение и роль мужчины и женщины в семье. Семьёй белорусов накоплено большое и дорогое наследие, выработаны прогрессивные принципы, эфективные формы и способы, содержательные богатые средства воспитания личности, которые выдержали испытания веками и не утеряли своё значение по сегодняшний день [2, c. 29].

Следует отметить, что наиболее желательной формой крестьянской семьи была сложная. Она лучше была обеспечена рабочей силой, в отличие от простой нуклеарной семьи, где труд каждого члена был существенным вкладом в общее благосостояние.

Существовало строгое разделение труда: мужские и женские работы. Господствующим типом взаимоотношений в традиционной семье был авторитарный. Отношения строились на осное иерархии и подчинения главе семьи. Функции главы исполнял хозяин. Он заботился о сохранении единства семьи, что было очень важным с точки зрения эффективности ведения домашнего хозяйства, распоряжался имуществом и семейной кассой, руководил хозяйственными работами членов семьи, в том числе и детей. Глава семьи определял и меру ответственности для членов, которые нарушали установленный порядок, являясь высшей дисциплинарной инстанцией, кроме того он должен был быть примером трудолюбия и морального поведения для остальных членов семьи. Ему принадлежало почетное место в отправлении важнейшего обряда – культа предков.

Принцип старшинства, который обеспечивался стойкой этнической традицией, господствовал как в иерархии власти в семье, так и в авторитете главы семейства. Он предусматривал почти пожизненный статус главы семьи [15, c. 272-273].

Очень живучей была традиция отцовской авторитарности и подчинения («Што тата скажа, то і рабілі») его воле со стороны взрослых детей, которые имели свои семьи. Тем не менее, власть отца не была деспотичной. Его могли сместить с этого важного поста в случае пьянства, старости, болезни, по другим причинам. Отец оставался главой семьи примерно до 60-65 лет. В редких случаях он мог передать власть старшему сыну значительно раньше.

Что касается обычного семейного права, то оно определялось семейными взаимоотношениями. Оно регламентировало семейно-брачные отношения, опеку над малолетними детьми и старыми людьми, усыновление и принятие в семью чужаков, наследные права и порядок раздела имущества и прочее.

В советской научной литературе традиционно бездоказательно отмечалось приниженное положение женщины в белорусской семье. Однако изучение много численных источников не подтверждают этого. Хозяйка, мать семейства, имела не только многочисленные обязанности, но и пользовалась своими права почти наравне с мужчинами. А в отдельных случаях, её роль в семье была более значимой, чем мужа.

Однако, женская доля, всё же, не была столь простой. И неоднократно описывалась этнографами и фольклористами. По этому поводу следует привести слова к А.К. Сержпутоўского: «Яна таўчэ ў ступе крупы, меле ў ручных жорнах зерне на хлеб, пячэ хлеб, гатуе страву, прыбірае хату, корміць свіней, гусей, качак, цяплят, няньчыць дзяцей, ходзіцьпа ваду, часта сячэ дровы, доіць кароў, выганяе на пасьбу і сустракае скаціну – словам, не мае ніколі вольнага часу. Але гэта яшчэ не ўсё. Ёй трэба вырасціць лён, каноплі, прыгатаваць кудзелю, напрасці, наткаць і пашыць бялізну, вырабіць сукно для верхняй вопраткі і г.д.» [15, c. 272].

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

Усилия для решения проблемы обеспечения продовольствием
В конце 60-х годов самой заветной мечтой голодных была "зеленая революция". Это движение было призвано помочь бедным странам накормить своих граждан путем выращивания новых высокоурожайных сортов пшеницы и риса при эффективном и ...

Рождение Иоанна Крестителя в день летнего солнцестояния
Следующий период, который мы бы хотели рассмотреть: принятие христианства, коренным образом, изменившее русскую культуру и быт. Свержение языческих идолов и стремление церкви объединить народы под одним богом со временем разрушили традици ...

Кулачный бой в культуре донских казаков
Как отмечает Т.А.Бернштам, едва ли не единственным видом мужского союза с некоторыми архаичными формами ритуализированного – военного/борцовского – поведения в мирной бытовой ситуации предстает организация кулачного боя(1). По мнению А.М. ...