Гощение невесты у родственников
Если невеста не была сиротой, на следующий день после рукобитья она отправлялась в гости. Родственники из дашльних деревень могли взять её с собой прямо с рукобитья, но, как правило, невеста посещала породу по приглашению, вместе с незамужними подругами, которых в свою очередь приглашала для гулянья. За дальней подругой посылали на лошади кого-нибудь из родственников - двоюродную сестру или брата, иногда ездил сам отец невесты.
К родне ездили порой за пятнадцать-двадцать верст и более. Девушка в первую очередь навещала крестную мать, потом замужнюю сестру, теток и т.д. для девушки это было прощание с родными местами, родственниками, с друзьями и всей вольной девичьей жизнью. Собираясь в гости, невеста не надевала на себя особых нарядов, а то, что было, не смотря по достатку. Обычно на ней была сорочка с пышными рукавами - грибами, перевязанными у воланов лентами, и традиционный сарафан. В уши вдевались серьги "бабочки", на шею надевали жемчужные бусы, у ворота сорочки прикалывали брошь. Голову покрывал большой атласный платок, концы которого закалывали у подбородка булавкой. Зимой невеста надевала верхнюю одежду, меховую шубку или шугай, а поверх атласного платка накидывала ещё теплый платок, сложенный вдвое в виде прямоугольника, и закрепляла его небольшим платком, повязанными вокруг шеи. Обувью невесте служили башками - "щиблеты", носившиеся с покупными шелковыми чулками. Одеваться (крутиться) ей помогали девушки.
К назначенному времени на своих лошадях подъезжали парни-повозники, или шафера. На левой стороне груди им прикалывали красные банты. У невесты также был свой повозник - обычно неженатый брат, или братан, т.е. двоюродный брат. Если такового не было, приглашали кого-либо из деревенских парней. Брали с собой балалайки, гармони, чтобы играть во время танцев.
Когда все сопровождающие собирались, невеста садилась на лавку у печи и причитывала, просила родителей отпустить её в гости, дать с собой все, что для этого необходимо.
После слов матери невеста обращалась к девушкам: "пойте, девушки, унылы жалки песенки, свеселите меня, белую лебедушку".
Девушки брали невесту под руки с двух сторон и запевали песню. С песней выходили на улицу и рассаживались по саням. Зимой ездили в крёслах - вместительных санях. Невеста садилась в середину, девушкам на колени. Ленты, подвязанные к косе, она опускала за край саней. Поезд состоял обычно из трех-четырех и более конных повозок. В каждые сани садились четыре-шесть девушек. Под дугами подвешивались медные колокольчики. Праздничная сбруя всегда была с бубенцами, колоколов и бубенцов должно было быть как можно больше, чтобы звон был слышен далеко. Упряжь лошади, на которой ехала невеста, украшали бантами и лентами. Иногда впрягали двух лошадей "гусем" - друг за другом, или трех цугом.
По дороге пели протяжные невестины песни. В них нет обрядового содержания. Как правило, в них поется о любви и разлуке. Репертуар этих песен мог различаться по локальным традициям, в целом по Заонежью он невелик. Если невеста ходила в гости в своей деревне или в ближайшую деревню, то девушки брались под руки, становились рядами по несколько человек и шли как на праздничном гулянье с теми же песнями.
Популярные материалы:
Дальневосточные музеи в 1930-е годы
Эти годы были чрезвычайно сложными для деятельности музеев, как центральных, так и местных. В период форсированного решения задач индустриализации и коллективизации сельского хозяйства важнейшими становились новые, связанные с производств ...
Социально-экономическая сфера
Население
Калининградская область относится к числу плотно заселенных и высокоурбанизированных регионов Российской Федерации. Численность населения в 2001 г. составляла 945 тыс. человек. Плотность достигает 63 человека на квадратный кил ...
Празднование Ивана Купала до крещения Руси
Историческая особенность формирования славянского этноса, из многих первобытных общин, определила особое видение взаимоотношений человека и природы. Природные явления требовали объяснений, которые в свою очередь сформировали богатый панте ...