Гощение невесты у родственников

Страница 2

Гощение у родственников повсеместно происходило примерно по одинаковому сценарию: встреча невесты и сопровождающей её молодежи, угощение, танцы, прощание невесты с родственниками, возвращение домой.

В назначенный день в доме, где ожидалась невеста, готовили праздничную стряпню, накрывали столы. Услышав звон колокольчиков и песню, которую перед деревней девушки старались петь получше, хозяйка выходила на крыльцо с хлебом-солью и иконой. Песня смолкала, девушки подводили невесту к встречавшей её родственнице. Та благословляла её, они обнимались, и невеста начинала причитывать, прикрыв глаза платочком. Встречавшас родственница отвечала причитанием, приглашала невесту и всех приехавших пройти в дом. Гости заходили, снимали верхнюю одежду и рассаживались за столы, которые чаще всего накрывали в горнице. Вначале было принято угощать чаем с покупной выпечкой - "кренделямы" (баранками), а после чаепития устаивали танцы в избе. Узнав, что приехала невеста, приходили парни и девушки со всей деревни. Если среди присутствовавших был балалаечник или гармонист, то танцевали под музыку, если нет, то "ходили по песням" (плясали под песни). Главное место в танцах принадлежало кадрили. К началу XX века вальс, краковяк, полька, тустеп, падеспань и "коробочка".

Пока молодежь танцевала, хозяева собирали на стол обед, состоявший из рыбников, кулебяк, калиток, супа, различных пирогов, в том числе пряженых. Чаем и обедом угощали тех гостей, которые приехали с невестой, пришедшая молодежь принимала участие только в танцах.

Когда гощение подходило к концу, невеста садилась на лавку, закрывала глаза и вопела. Плачи адресовались каждому члену семьи, и каждому невеста причитывала по-разному, хотя основу текстов составляли стереотипные фрагменты: это просьба подойти, обнять, выражение благодарности за все доброе, что было связано с этим человеком в девичьей жизни; невеста благодарила за прием и угощение, приглашала на свадьбу. Причитывая, она подзывала к себе всех членов семьи по старшинству: сначала хозяина и хозяйку, потом всех остальных. Все подходили к ней с подарками: точевными вышитыми станушками, полотенцами, платками, отрезами ткани на платье, сарафан или передник. Иногда хозяйка подносила общий подарок от всей семьи. Невеста кланялась в пояс подошедшим, в том числе и детям, а старшим "падала в ноги". Её поднимали, садились рядом на лавку, невеста обхватывала того, кому она причитывала, одной рукой за шею, другой придерживала свой "слезный" платок у глаз. У крестной матери, тетки или замужней сестры невеста спрашивала совета, как ей жить в замужестве? Это традиционный мотив невестиного плача, исполнявшегося во время гощения. В причитаниях невеста благодарила за угощение и подарки, приглашала родственников на свадьбу.

От этих причитаний девушки и женщины начинали плакать, от слез было не удержаться. Парни (повозники) в это время выходили на улицу, готовили лошадей. После того как невеста заканчивала свои причитания, девушки одевались, помогали одеться невесте. Ей ещё необходимо было попрощаться со всей семьей, с домом, со своей девичьей "волей". Невеста, поддерживаемая под руки девушками, как будто бы уже направлялась к выходу, но потом возвращалась, проходила вместе с ними в большой угол и снова причитывала.

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

Этапы развития города
Создание города привело к значительному изменению этих комплексов, причем этот процесс проходил по-разному на разных этапах развития города. Таких этапов можно выделить три. Первый из них охватывал период от основания города в 1558 г. до ...

Этностатусные конфликты в Республике Дагестан
дагестан конфликт политический этнос Для Дагестана характерно чересполосное расселение компактных групп автохтонных этносов, ни один из которых не является численно доминирующим. Эти этнические группы и составляют социальные сегменты общ ...

Хлебопашество
Главная роль в экономике края принадлежала земледелию. Первая борозда была проведена, как только русские пришли на пригодные для этого земли. Из-за дороговизны хлеба пашней стремились обзавестись все: и крестьяне, и казаки, и посадские, и ...