Девичья баня
Как уже отмечалось, невесту водили в баню иногда накануне свадебного дня, но чаще всего утром в свадебный день. Баню обычно готовили девушки. Мыла невесту замужняя женщина, знавшая магические приемы. Также в банном обряде могла участвовать подголосница, она же и выполняла магические действия. Задачей женщины, руководившей этим обрядом, было выдать девушку замуж так, чтобы её семейная жизнь сложилась удачно.
Дрова подбирались особо, не как для обычной бани: только березовый и сосновые поленья, сухие и не слишком смолистые, чтобы огонь горел ровно, а поленья не стреляли угольками (это была плохая примета). Осина, которая, по поверьям заонежан, притягивала к себе все "нечистое", для такой бани не годилась. Лучину для затопки выбирали сосновую, ровную и сухую, чтобы в жизни у девушки все было "ровно да гладко". Нельзя было ударять кочергой по углям, чтобы муж не был драчливым.
Пока невеста ещё спала, в дом приходили соседи; девушки, которые оставались с ней ночевать, вставали пораньше. Невесту должна была будить разбудить мать. Она подходила к постели, присаживалась у изголовья. В некоторых случаях невесту будила вопленица или та женщина, которая руководила банным обрядом.
Невеста (или подголосница от её имени) благодарила мать за то, что разбудила её, и оплакивала свое последнее пробуждение в девичестве. Невеста вставала, девушки брали её под руки и в сопровождении подголосницы вели умываться. Перед тем как умыться, она в причитании просила родителей отправить девушек за свежей водой. Невеста несолько раз отказывалась от воды под разными предлогами. Она просила девушек подать ей расшитое полотенце, на котором изображены цари, короли, солнце, месяц и звезды.
Невеста завтракала с девушками отдельно от своей семьи. После завтрака подруги убирали ей волосы, снова украшали косу лентами. Когда баня была готова, невеста садилась в задний угол избы и ждала приглашения. В дом к этому времени сбиралось много народу из деревни.
Женщина или подруга, топившая баню, подходила к ступеням крыльца и начинала причитывать. Она шаг за шагом продвигалась вверх, заходила в сени, открывала дверь и входила в избу, заполненную народом. Продолжала причитывать, истопница обходила по "фатеру", начиная с дверного угла, переходила к большому углу, и, наконец, подходила к девушкам, которые вместе с невестой сидели в "заднем", или "речном" углу. Истопница "приглашала" всех присутствующих в баню и тут же отказывала им. Последнее приглашение адресовывалось невесте. В причитаниях истопница расхваливала баню, рисуя её в самых привлекательных чертах, рассказывала, как она её готовила. После невеста обращалась к родителям, в причитаниях она спрашивала, можно ли ей отправляться в баню и просила снарядить провожатых, чтобы оберегали её волю от остудника-жениха. Девушки брали невесту под руки, три слева и три справа, и затягивали одну из протяжных песен, которые пели во время гулянья. Процессия продвигалась к бане очень медленно, как на праздничном гулянье, когда девушки так же с песнями ходили, взявшись под руки по несколько человек. Девушка у правого плеча была самой близкой подругой. Её называли правоплечницей, на свадьбе она считалась первой, или близкой, шафериной. Невеста шла в баню в той одежде, в которой была сосватана, или в обычной, которую она носила в будни. Посторонние зрители ожидали, пока невеста вымоется и её выведут из бани.
Невеста переступала порог бани с предосторожностью, стараясь не задеть его подолом, чтобы избежать возможной порчи. В предбаннике над невестой переламывали пирог и смотрели, какая его часть оказывалась больше: если левая - значит, верх в семье будет держать жена, если правая, то наоборот. В бане девушки оставляли невесту вместе с подголосницей или знахаркой, которая мыла и парила её, произнося при этом слова заговорив. Невеста садилась на полок, надев на себя порты и рубаху, приготовленные в подарок жениху. Для того, чтобы приворожить "богоданную родню", на то место, где садилась невеста, подкладывали скатерть, которой потом застилали перед гостями праздничный стол. Часть воды, в которой мылась невеста, выливали в свадебный квас (чтобы все любили). После бани знахарка крутила одежду над головой девушки, та крестила её и целовала. Пока невеста одевалась, девушки спешили занять место, на котором она сидела, а также окатиться или хотя бы умыть лицо водой, в которой она мылась. Это делалось для того, чтобы поднять славутость, перенять её от невесты. Считалось, что скорее всех выйдет замуж та девушка, которая первой займет место и первой после невесты умоется её водой.
Популярные материалы:
Общественная роль старшего поколения
Общественная роль старшего поколения в Дагестане всегда была велика. По обычаю ни одно значительное мероприятие в аулах не проходило без участия аксакалов — самых почетных и уважаемых людей. Их считали хранителями народных традиций, Обыча ...
Истоки традиций помощи и взаимопомощи у древних
славян
Формы помощи в славянских общинах складывались под влиянием языческого мифологического сознания древнейших славян, сохранения общинной системы землевладения, пережитков в семейно-бытовой сфере и так далее. Выделяются следующие основные фо ...
Свадьба
В доме невесты ждали поезжан. Девушки и женщины занимали стол - садились на места, предназначенные для гостей. Завидев свадебную процессию, они начинали петь песни. Как только гости появлялись на пороге, девушки и женщины начинали петь с ...