Жизнь чиновников и соблюдение принципов Сяо
Обряд почитания предков описан в "Шицзине". В одной из "малых од" рассказывается о жертвоприношении предкам:
"С почтением, с почтением достойным иду наконец.
Для жертвы честнейших избрать и быков и овец.
Я жертвы и в осень и в зиму верну, что ни год.
…Стоит прорицатель, чтоб духов встречать у дверей.
И жертва готова, и блеском наполнен мой храм,
И званные предки явились в величии к нам!
И духохранитель поел, исполняя обряд,
И я, из потомков почтительный, счастлив и рад.
И счастьем великим меня награждают за труд,
На тысячи лет долголетьем безмерным дарят.
…И жертву ты ныне и просо принес, и зерно.
И в должном порядке разложено было оно.
За это ты примешь немало великих наград.
И благ мириады – десятки таких мириад!
Вот входят в покой музыканты, я слышу игру –
Тогда насладись величайшим здесь, на пиру.
И подали яства твои, и расставили в ряд,
Здесь нет недовольных, здесь каждый и счастлив, и рад:
Он вдоволь напился, и яством насытился он.
И малый и старый встают, отдавая поклон:
"Все духи довольны весьма и едой и питьем,
Тебе, государь, долголетия в доме твоем!
Ты жертвы принес по порядку за все времена…"42
Безусловная власть прошедшего над настоящим и будущим, господство умерших над живыми, всего явственнее выражаются в тех жертвах, которыми потомки покупают у предков право на существование. Культ предков, бывший некогда основным элементом в одном Китае, доселе сохранил за собой преобладающее значение религиозное и бытовое.43
Всякий раз, когда следовало приносить жертвы и поклоняться духу усопшего предка, одни из его родственников (обычно внук, а за неимением такового и другой член семейства) облачался в парадные одежды покойного, являлся его представителем и действовал его именем. Впоследствии вместо живого человека для ритуального воплощения предка стали служить деревянные статуи, шелковые куклы, наконец, соломенные чучела и бумажные изображения.44
Что же касается человеческих жертвоприношений, то в практике встречались и таковые, на что имеются прямые исторические указания. Обычай заживо погребать жен с их умершими мужьями, несомненно, существовал в Китае. К примеру, с императором Цинь-ши-хуан-ди были похоронены все его жены, не имевшие детей. Он устроил себе огромный склеп в горе Ли. Он освещался неугасаемыми лампами, которые горели на человеческом жире.45
Помимо жен, вместе с усопшими погребали и его слуг, если таковые имелись при жизни. С циньским князем У-гуном было погребено 66 человек, а с Му-гу-ном, князем того же удела – 177 человек. Когда гроб упомянутого императора Цинь-ши-хуан-ди был поставлен в могильную комнату, то в нее загнали всех мастеров, окончивших устройство могилы и замуровали их.
Подводя итог, можно сделать вывод, что культ сяо затрагивал интересы всего китайского общества. А Конфуцию, который вообще не любил придумывать нового, осталось только актуализировать его и сделать частью общего культа древности, когда жили мудрые правители и их добродетельные подданные, ставшие предками нынешних правителей и подданных соответственно. Он вывел почитание предков за пределы сравнительно узкого круга знатных семейств, из локального родоплеменного обихода и сделал его общественно значимым ритуалом, обязательным для всего населения страны.
Популярные материалы:
История Калининградской области
Прошлое и настоящее…
Земля, на которой ныне стоит город, названный Кенигсбергом имеет давнюю историю. Здесь еще в начале средних веков жили племена пруссов, получивших свое название от Куршского залива, который издревле назывался Русною. ...
Свадьба "уходом" ("уводом")
Свадьбой уходом или молча в Заонежье называли браки, которые заключались без согласия родителей девушки. Явление это было хотя и не частым, но повсеместно распространенным. Это своеобразная форма протеста против всевластия родителей при в ...
Культура нашего края в ХVII—ХVIII веках
В 1781 году саратовский комендант И. К. Бошняк получал указ Екатерины II о том, что нужно открыть народные школы для обучения российской грамоте, письму и арифметике всех тех кто добровольно пожелает в них обучаться. Однако саратовские об ...