Жизнь чиновников и соблюдение принципов Сяо
Обряд почитания предков описан в "Шицзине". В одной из "малых од" рассказывается о жертвоприношении предкам:
"С почтением, с почтением достойным иду наконец.
Для жертвы честнейших избрать и быков и овец.
Я жертвы и в осень и в зиму верну, что ни год.
…Стоит прорицатель, чтоб духов встречать у дверей.
И жертва готова, и блеском наполнен мой храм,
И званные предки явились в величии к нам!
И духохранитель поел, исполняя обряд,
И я, из потомков почтительный, счастлив и рад.
И счастьем великим меня награждают за труд,
На тысячи лет долголетьем безмерным дарят.
…И жертву ты ныне и просо принес, и зерно.
И в должном порядке разложено было оно.
За это ты примешь немало великих наград.
И благ мириады – десятки таких мириад!
Вот входят в покой музыканты, я слышу игру –
Тогда насладись величайшим здесь, на пиру.
И подали яства твои, и расставили в ряд,
Здесь нет недовольных, здесь каждый и счастлив, и рад:
Он вдоволь напился, и яством насытился он.
И малый и старый встают, отдавая поклон:
"Все духи довольны весьма и едой и питьем,
Тебе, государь, долголетия в доме твоем!
Ты жертвы принес по порядку за все времена…"42
Безусловная власть прошедшего над настоящим и будущим, господство умерших над живыми, всего явственнее выражаются в тех жертвах, которыми потомки покупают у предков право на существование. Культ предков, бывший некогда основным элементом в одном Китае, доселе сохранил за собой преобладающее значение религиозное и бытовое.43
Всякий раз, когда следовало приносить жертвы и поклоняться духу усопшего предка, одни из его родственников (обычно внук, а за неимением такового и другой член семейства) облачался в парадные одежды покойного, являлся его представителем и действовал его именем. Впоследствии вместо живого человека для ритуального воплощения предка стали служить деревянные статуи, шелковые куклы, наконец, соломенные чучела и бумажные изображения.44
Что же касается человеческих жертвоприношений, то в практике встречались и таковые, на что имеются прямые исторические указания. Обычай заживо погребать жен с их умершими мужьями, несомненно, существовал в Китае. К примеру, с императором Цинь-ши-хуан-ди были похоронены все его жены, не имевшие детей. Он устроил себе огромный склеп в горе Ли. Он освещался неугасаемыми лампами, которые горели на человеческом жире.45
Помимо жен, вместе с усопшими погребали и его слуг, если таковые имелись при жизни. С циньским князем У-гуном было погребено 66 человек, а с Му-гу-ном, князем того же удела – 177 человек. Когда гроб упомянутого императора Цинь-ши-хуан-ди был поставлен в могильную комнату, то в нее загнали всех мастеров, окончивших устройство могилы и замуровали их.
Подводя итог, можно сделать вывод, что культ сяо затрагивал интересы всего китайского общества. А Конфуцию, который вообще не любил придумывать нового, осталось только актуализировать его и сделать частью общего культа древности, когда жили мудрые правители и их добродетельные подданные, ставшие предками нынешних правителей и подданных соответственно. Он вывел почитание предков за пределы сравнительно узкого круга знатных семейств, из локального родоплеменного обихода и сделал его общественно значимым ритуалом, обязательным для всего населения страны.
Популярные материалы:
Костромская область во времена Киевской Руси
В 1-м тыс. н. э. на территории Костромской области проживали финно-угорские и балтские племена. Славяне начали сюда проникать в X-XI вв. Их привлекали леса, богатые зверем и рыбой, месторождения соли. Славянские укрепления служили для охр ...
Основание Ачинского острога
причулымье острог переселенец военный
В обстоятельствах поставления Ачинского острога 1641 г. настолько много неясного и противоречивого, что историк подчас должен уподобиться следователю, который пытается найти верные и точные свидетель ...
Из истории Московского Кремля
В конце XV века, во времена правления Ивана Грозного, Москва из главного города одного из многочисленных государств превратилась в столицу новосозданного, огромного и сильного государства. «Лицом» этого государства, резиденцией митрополит ...