Старинное овцеводство в Азербайджане

Материалы » Старинное овцеводство в Азербайджане

Страница 3

Принимая во внимание все подобные моменты, пастухи создавали большое количество названий, составленных на основе различных примет, мастей и других характерных черт,по которым без особого затруднения и не прибегая к простому подсчету, можно было проверить численный состав стада в 1000 и более голов.

Стадо проверялось главным образом старшим чобаном, а в его отсутствие этим делом занимался его заменяющий. Обязанности остальных пастухов в данной работе заключались в том, что они пропускали всех овец, имеющихся в стаде, гуськом по одной-две перед старшим чобаном, который считал их поименно, согласно приметам.

Счет производился старшим чобаном следующим образом: он легким ударом палки по спине каждой проходящей перед ним овцы вслух говорил: кярэ прошла, кялин-гулаглы прошла, аг-кялин-кярэ прошла, аг-кярэ с парой прошли, гарахан-гулаглы с сестрой прошли, Сары-кярэ – пары не вижу, гызыллахлы с матерью прошли, пара с парой прошли, Сары-кюре – сестры не вижу, чаллахлы с подружкой прошли, гара-кялин – матери не вижу, аг-кяре подружки нет, гомраллахлы парой прошли, аксак кяре прошла и т.д.

В процессе проверки, когда старший чобан говорил, что «сары-кюре сестры не вижу», то это слово помимо старшего чобана, запоминалось также и другими чобанами до конца проверки. Но это не означало, что пока сестры сары-кюре нет, так как старший чобан в дальнейшем, возможно, мог бы сказать, что «сары-кюрэ с сестрой прошли» и этим выяснялось, что обе сары-кюрэ имеются налицо.

Таким образом, в итоге проверки старшим чобаном выявилась недостача в стаде следующих овец: одна из пары Сары-кярэ, мать гара-кялина и подружка аг-кярэ, что подтверждалось остальными чобанами.

Следует отметить еще и то, что с течением времени в процессе данной работы пастух не только специализировался в этом деле, но в то же время он очень хорошо знал каждую овцу в отдельности, с присущими ей приметами и характерными особенностями которые прочно запечатлелись в его памяти. Благодаря этому, в случае, когда овцы из их стада смешаются с овцами из другого стада или же наоборот, то они без особого труда могут выявить это. Некоторые пастухи, как нам сообщил один из чобанов с. Гырмызы-газаклар, настолько были знакомы с поголовьем овец своего стада, что умели выявить своих овец, случайно попавших в чужое стадо, и ночью.

Старшие чобаны занимались также лечением болезней овец, а также производством и костоправных дел, что являлось особо необходимым в уходе за своей отарой.

Овцы бозах в Прикуринском районе в основном страдали следующими болезнями:

1. Чәрләтмә – чаралтма, (Moneiza);

2. Далаг – селезенка, (Anthrax);

3. Гана дүшмә – кровавое испражнение (Toxenemia);

4. Иситмә – малярия (Piroplosmoz);

5. Санҹы – колики (Colicu);

6. Агсаг – хромота копытца (Panaricium);

7. Бәнд – ревматизм, (Reumatica);

8. Ҝүл – оспа (Variola);

9. Өфҝә – легочная болезнь (Pnevminia);[4]

В прошлом все эти болезни излечивались пастухами без помощи ветеринарных средств; лекарства и способы лечения их передавались по наследству.

Приводим характеристику вышеперечисленных болезней и способы их лечения по унаследованному представлению пастухов.

1. Чәрләтмә – чаралтма – смертельная болезнь. Смерть наступает через 1-2 часа с момента заболевания. В процессе болезни, поникши, овца стоит на одном месте, после чего трясется и падает. Болезнь с точки зрения пастухов относится к числу неизлечимых.

2. Далаг – селезенка. Болезнь возникает вследствие увеличения селезенки овцы. В раннюю засушливую осень стадо, спустившись с яйлагов (летних пастбищ) на низменность, заражается и болеет. Чтобы спасти стадо от этой болезни, его направляют вновь на яйлаг, примерно, на 10-15 дней.

3. Гана дүшмэ – кровавое испражнение. В процессе этой болезни у овцы, которая все время тужится, вздувает брюхо. Что излечить заболевших овец, некоторые пастухи выпускают кровь из носа или из-под глаза больной овцы, а затем купают ее в холодной воде. После этого переднюю конечность овцы загибают под грудь или туго завязывают передние ноги выше колена и оставляют в таком состоянии 1-2 дня.

Страницы: 1 2 3 4 5

Популярные материалы:

Исторические корни народных росписей Восточной Сибири, Забайкалья
Сибирские народные росписи – глубоко специфическое и многоплановое явление. Искусство росписи «охватило самые различные и далекие друг от друга деревни Сибири. Росписи имеются в избах, возведенных на северных таежных реках – Ангаре и Енис ...

Основные занятия
Основные занятия тундровых чукчей - кочевое оленеводство, имевшее ярко выраженный мясо-шкурный характер. Использовали также ездовых оленей в упряжке. Стада, отличались сравнительно, крупными размерами, олени были слабо приучены, выпасалис ...

Знания современных школьников о вепсах
После проведения анкетирования в одиннадцатых классах я получила некоторые данные о знаниях современных школьников об этой народности. На вопрос « Знаете ли вы кто такие вепсы?» да, ответили-80% обучающихся. Из них некоторые просто ответи ...